Аннотация
В статье рассмотрено понятие критического мышления следователей, судей, других субъектов уголовного судопроизводства. Его применение обусловлено реалиями современной следственной и судебной практики. Отмечены недостатки механизма собирания и обработки доказательственной информации в расследовании (судебном рассмотрении) уголовных дел. Показаны перспективы применения критического мышления к пониманию ситуации расследования (рассмотрения) дела. Представлены преимущества ситуационного подхода к расследованию преступного события в условиях действия негативных факторов. Последние определены как те факторы, что приводят к уничтожению, искажению или фальсификации доказательственной информации. Ситуационный подход гарантирует полноту и всесторонность обработки добываемой доказательственной информации. С информационной точки зрения конкретизированы статическая и динамическая структуры критического мышления субъектов уголовного судопроизводства. Мышление следователя, суда определено как процесс перевода обстоятельств расследуемого (рассматриваемого) события в систему элементов предмета доказывания. Критичность мышления направлена на разрешение противоречий между доказательствами. Критичность задается комплексным характером мышления. Это позволяет субъекту уголовного судопроизводства принимать адекватные решения в условиях действия негативных факторов. Показателем качества критического мышления становится критерий достоверности. Этот критерий внесен в систему понятия критического мышления, сформулированного в статье. В структуру критического мышления включены методология научного исследования, научное мировоззрение, способы формирования внутреннего убеждения, алгоритмы принятия эвристических решений. Намечены пути формирования критического мышления у следователей и судей, других субъектов уголовного судопроизводства. Показано, что оно базируется на системе профессиональных знаний субъектов уголовного судопроизводства, закрепляется освоением практических приемов анализа носителей криминалистической информации. Показателем овладения таким мышлением названо правильное применение метода оценки для установления достоверности доказательств.