Аннотация
Рассматриваются вопросы разграничения мер уголовного и административного наказания за нарушение режима ограничений, введенных органами власти РФ, органами власти субъектов РФ в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции. Дано определение ограничительных мероприятий как правил поведения при введении режима повышенной готовности. Раскрываются вопросы регулирования нормами права основных ограничений, вызванных распространением коронавируса на территории Российской Федерации. Уточняются параметры режимов ограничений прав и свобод, таких как самоизоляция, режим повышенной готовности, карантин, чрезвычайная ситуация, чрезвычайное положение, а также ответственность за нарушение мер ограничительного характера при установлении каждого из режимов. Выявлена причина отсутствия практики применения уголовной ответственности за несоблюдение вышеуказанных требований - отсутствие в РФ четких критериев для введения одного из режимов. Рассмотрен вопрос отнесения деяния к уголовно-правовой или административной категории, уточнен критерий отнесения. Определены виды нарушений (режимные, распространение заведомо ложной информации, предпринимательские), повлекшие уголовное наказание. Рассмотрены условия применения уголовного законодательства, определены виды ответственности в зависимости от применения квалифицирующего признака. Сформулированы предложения по применению уголовного и административного законодательства: их следует разграничивать в зависимости от действующего режима, а не от наступления последствий его нарушения, поскольку в настоящее время возникают сложности с определением причинно-следственных связей в связи с малоизученностью нового явления - распространения коронавирусной инфекции. Внесенные в Уголовный кодекс РФ изменения рассматриваются как деятельность государства по обеспечению безопасности нации.