Аннотация
В настоящее время профилактика семейно-бытовых правонарушений является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Некачественное и несвоевременное принятие мер реагирования сотрудников полиции на данный вид правонарушений, а также освещаемые в средствах массовой информации резонансные преступления, которым предшествовали семейные конфликты, формируют негативное общественное мнение о деятельности полиции и государства в целом. Исследование посвящено повышению эффективности работы, проводимой органами внутренних дел, по профилактике и пресечению фактов семейно-бытовых конфликтов, в том числе сопровождаемых применением насилия к детям и женщинам. Особое внимание уделено понятию семейно-бытовых правонарушений, анализу причин и условий возникновения семейно-бытовых конфликтов, правовым основам регулирования ответственности в сфере семейно-бытовых конфликтов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Проанализированы основные направления профилактики преступлений и административных правонарушений на бытовой почве участковыми уполномоченными полиции. Определены тактические особенности проведения работы с лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, при осуществлении профилактического обхода административного участка. Предложен механизм привлечения общественности и отдельных категорий граждан к содействию правоохранительным органам в целях своевременного выявления и пресечения бытовых правонарушений. На основе проведенного анализа сделан вывод, что залогом эффективной работы по искоренению рассматриваемого негативного социального явления является проведение профилактического обхода административного участка, профилактических бесед, основанных на изучении индивидуально-психологических особенностей лиц, их прошлого, основных характеристик личности, а также на информированности об их ближайшем окружении, связях, имеющих как позитивную, так и негативную окраску. Показано, что вопросы защиты жизни и здоровья членов семьи от противоправных посягательств должны решаться комплексно, во взаимодействии с другими ведомствами и институтами гражданского общества.