КОЛЛИЗИИ МЕЖДУ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ СУДАМИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для комплексного рассмотрения коллизий между актами нормативного характера органов ЕАЭС и нормативными актами РА, а также вопросов их разрешения судами РА анализируются правила непосредственного применения нормативных актов органов ЕАЭС на территории Республики Армения. В законодательстве Республики Армения отсутствуют коллизионные нормы, разрешающие противоречия между нормативно-правовыми актами органов ЕАЭС и нормативно-правовыми актами органов РА (за исключением Конституции РА). В статье анализируются позиции Конституционного Суда РА и Административного Суда РА по этим вопросам. Автор предлагает до законодательного закрепления соответствующих коллизионных норм судам РА выбрать один из предложенных вариантов разрешения вопроса. Вариант первый: суд закрепляет в своем судебном акте самостоятельное коллизионное правило lex superior, согласно которому нормативные акты органов ЕАЭС имеют приоритет над законами РА, а в случае такого противоречия применяются нормативные акты органов ЕАЭС. Основным недостатком данного варианта является сложность обоснования действительности (легитимности) источника коллизионного правила, установленного судом. Вариант второй: правовые свойства нормативных актов органов ЕАЭС приравниваются в судебном акте к международным договорам посредством правовой фикции. Вариант третий: суд констатирует наличие пробела в вопросе разрешения коллизии между нормативными актами органов ЕАЭС и законами РА в позитивном праве РА, поскольку ни ст. 6 Конституции РА, ни решение Конституционного суда № ՍԴՈ-1175, ни Закон РА «О нормативных правовых актах» не предусматривают иерархию и коллизионную норму для нормативных актов органов ЕАЭС и законов РА. Далее, руководствуясь ст. 39 Закона РА «О нормативных правовых актах» (применение аналогии права и закона) и разрешая коллизию между нормативными актами органов ЕАЭС и нормативными актами РА, по аналогии следует применять ч. 3 ст. 5 Конституции РА.

Об авторах

А. С. Гамбарян

Российско-Армянский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: artur.ghambaryan@gmail.com

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории права и конституционного права

Армения

Список литературы

  1. Нешатаева Т.Н. Суд и право. Евразийская интеграция. М.: Норма, 2021. 336 c.
  2. Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Толкование с опорой на конституционные традиции государств-членов и защита прав человека Судом Европейского Союза и Судом Евразийского экономического союза // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4. С. 173-186.
  3. Дьяченко Е., Энтин К. Компетенция суда Евразийского экономического союза: мифы и реальность // Международное правосудие. 2017. № 3. С. 76-95.
  4. Хачатрян Э.А. Основные подходы Суда ЕАЭС при отправлении правосудия // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7. С. 134-140.
  5. Самсонов Н.В. Акты Суда ЕАЭС и система источников (форм) российского гражданского процессуального права // Современное право. 2020. № 1. С. 98-102.
  6. Зыбайло А. Соотношение международного и внутригосударственного права. Минск: Право и экономика, 2007. 175 с.
  7. Сарсембаев М.А. Решения, постановления, заключения Суда ЕАЭС и Суда ЕС: аналогичные и различительные черты // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2019. № 3. С. 95-101.
  8. Боклан Д.С. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: соотношение правовых режимов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 223-236.
  9. Маркосян Т., Сантросян А. Проблемы применения нормативных правовых актов органов Евразийского экономического союза в Республике Армения // Научный Арцах. 2021. № 1. С. 93-96.
  10. Абраамян А. Применимость и организационно-правовые структуры реализации актов Евразийского экономического союза в Конституционном праве Республики Армения и других государств-членов // Государственное управление. 2018. № 1-2. С. 208-217.
  11. Абраамян А. Конституционное закрепление членства Республики Армения в международных организациях: сравнительный правовой анализ // Правосудие. 2017. № 4. C. 68-73.
  12. Абраамян А. Вопросы правового статуса Евразийского экономического союза как наднациональной международной организации в рамках конституционных норм Республики Армения // Правосудие. 2018. № 5. С. 36-40.
  13. Даниелян Г. Правовое значение решений органов ЕАЭС в отечественной правовой системе. Ереван: ЕГУ, 2016. 87 с.
  14. Хачикян Т. Об основных проблемах соотношения таможенного законодательства ЕАЭС и Закона РА «О таможенном регулировании». Ереван: ЕГУ, 2018. 484 с.
  15. Neshataeva T.N. Eurasian Integration: General Values and Legal Institutions // Justice. 2020. Vol. 2. № 3. P. 62-85.
  16. Глазьев С.Ю. Евразийская экономическая интеграция в широком геополитическом контексте // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. Т. I. С. 9-28.
  17. Ветренко И.А. Евразийская интеграция как стратегический выбор России // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 1. С. 78-83.
  18. Шмаков Р.В. К вопросу о «наднациональности» права Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10. С. 16-22.
  19. Назарова О.В. Участие Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе: конституционно-правовая оценка // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2017. № 2. С. 24-27.
  20. Boklan D., Lifshits I. Eurasian Economic Union Court and WTO Dispute Settlement Body: Two Housewives in One Kitchen // Russian Law Journal. 2019. Vol. 7. № 3. P. 169-193.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах