СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ТРАНСПОРТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ XVI-XIX ВВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постоянная потребность исследователей в углубленном изучении проблем вины и ответственности определяется не только задачами совершенствования законодательства и правоприменительной практики, но и изменчивостью представлений людей об основаниях, пределах, формах и целях ответственности лица, представлений, отражающих реальный процесс исторического развития общественных отношений и практики их правового регулирования. Автор использовал методы историко-правового и сравнительно-правового анализа. Исследована деятельность законодателя по разграничению умысла и неосторожности как двух форм вины при совершении транспортных правонарушений, а также отграничение виновного причинения вреда от казуса. Автор пришел к выводу о том, что в источниках российского права XVI–XIX вв. законодатель значительное место уделяет внутреннему (субъективному) отношению лица к совершенному правонарушению и его последствиям, в том числе к правонарушениям в сфере транспортных отношений. Выявление и учет таких признаков субъективной стороны деяния, как вина, мотив и цель, существенно влиял на квалификацию деяния и назначение наказания либо приводил к освобождению от ответственности ввиду отсутствия субъективной стороны правонарушения (вины) как одного из элементов состава правонарушения. Показано, каким образом законодатель учитывал влияние субъективного отношения лица к совершенному деянию при установлении юридической ответственности. Проведенное исследование свидетельствует о том, что комплексное понимание вины как целостной характеристики противоправного деяния, охватывающей связь сознания и воли субъекта не только с объективными свойствами собственного деяния, но и с его общественной оценкой, начало складываться в российском праве еще в XVII в. 

Об авторах

А. Н. Сквозников

Тольяттинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: skvoznikov2003@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и история государства и права»

Россия

Список литературы

  1. Будзинский С.М. Начала уголовного права. Варшава: тип. И. Яворского, 1870. 376 с.
  2. Ферри Э. Уголовная социология. М.: ИНФРА-М, 2014. 658 с.
  3. Утевский Б.С. Вина в советском уголовном праве. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. 319 с.
  4. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологические и юридические аспекты). Л.: Ленинградский университет, 1983. 142 с.
  5. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств. М.: Юриспруденция, 2011. 182 с.
  6. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 278 с.
  7. Семенов В.Р. Транспортные преступления в истории российского уголовного права // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2. С. 109-112.
  8. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 404 с.
  9. Зайкова С.Н. Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности в истории отечественного законодательства // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2021. Т. 16. № 4. С. 83-109.
  10. Медведев Е.В. Вина в составах транспортных преступлений // Транспортное право. 2019. № 4. C. 30-32.
  11. Проценко С.В. Исторический анализ норм о транспортных правонарушениях в памятниках права XVI-XVII вв. // Российский следователь. 2009. № 7. С. 36-40.
  12. Борзых С.А. Исторический аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 1. С. 132-138.
  13. Никитина Н.В. Посягательство на транспортные средства как отдельный вид преступления против собственности: история вопроса и современная проблематика // Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. № 3. С. 54-57.
  14. Головко В.В. Развитие ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, в отечественном уголовном праве (от Соборного уложения 1649 г. до Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.) // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2009. № 3. С. 11-13.
  15. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. М.: Проспект, 2019. 256 с.
  16. Алексеева Л.А. Историко-правовые аспекты становления безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1. С. 16-20.
  17. Георгиевский Э.В., Кравцов Р.В. Субъективные элементы и признаки состава преступления в уголовном праве Древнерусского государства // Сибирский юридический вестник. 2013. № 2. С. 64-68.
  18. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. М.: Зерцало, 2004. 488 c.
  19. Петров И.В. Государство и право древней Руси. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. 413 с.
  20. Лоба В.Е., Малахов С.Н. Уголовное право Древней Руси XI-XII вв. (по данным Русской Правды). Армавир: АГПА, 2011. 175 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах