Аннотация
Данная статья посвящена изучению коммерческого спора, его элементов и особенностей, которые не раскрыты либо недостаточно раскрыты в современном российском законодательстве. Актуальность темы исследования обусловлена не только экономической значимостью такого явления как коммерческие споры, как основной формы взаимодействия предпринимателей друг с другом и государственными органами, но и сложностью и объемностью законодательства о порядке и процедуре разрешения таких споров. Цель исследования – рассмотрение вопросов разрешения коммерческих споров между хозяйствующими субъектами посредством процедур мирного урегулирования, а также посредством обращения в судебные органы за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Дается определение понятию «коммерческий спор», предпринимается попытка разграничения понятий «предприниматель», «субъекты экономических отношений», а также попытка определения верной терминологии. Анализируются подходы к пониманию порядка подготовки претензии, искового заявления, а также процедур примирения. Рассматриваются признаки коммерческих споров, их классификация, порядок согласования разногласий.
В статье предлагается более подробно рассмотреть процедуры мирного урегулирования спорных отношений между предпринимателями (переговоры, медиация, мировое соглашение, направление претензии), порядок судебного рассмотрения коммерческого спора.
Проанализирована судебная практика арбитражных судов РФ, чтобы показать насколько возрос поток обращений юридических лиц в судебные органы по разрешению конфликтных ситуаций в самых различных сферах хозяйственной деятельности.
В данной статье собраны варианты рассмотрения коммерческих споров, а также показан порядок действий контрагентов друг с другом, чтобы избежать таких споров.