Аннотация
В настоящее время феномен подкупа вызывает все больший интерес ряда исследователей, однако в научной и учебной литературе, а также в нормативных источниках до сих пор не существует единой точки зрения по вопросу толкования этого термина. В статье актуализируется необходимость изучения данного понятия путем выявления непоследовательности, противоречивости, казуистичности в изменениях уголовного закона за последние пять лет. Подкуп оценивается через такие аспекты, как общественная опасность, латентность, соотносимость и внутренняя согласованность нормативных актов. Определено, что подкуп представляет опасность не только для экономических отношений – объектом посягательства становится также нормальный порядок работы государственных органов и коммерческих структур, ряд конституционных прав граждан и даже жизнь человека. Латентность подкупа объясняется его согласительной, взаимовыгодной природой, отношениями, которые приобретают форму сделки. Относительно согласованности нормативных актов исследуются нормы регулятивного и охранительного (уголовного) законодательства на примере федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса». Так, дефиниция «оказание противоправного влияния», содержащаяся в наименовании ст. 184 УК РФ, заимствованная из федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», по содержанию у́же, нежели в отраслевом законе. Аргументировано отсутствие необходимости фиксации понятия «подкуп» в ст. 110.1 УК РФ, в то время как отказ законодателя от использования данного термина в ст. 184 УК РФ оценивается критически. Предложены два варианта корректировки текста данной нормы.