Аннотация
В статье рассматриваются некоторые проблемы участия России в межгосударственных объединениях. В 2014 году Беларусь, Казахстан и Россия создали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), целью которого является развитие экономик государств-учредителей. О привлекательности нового Союза говорит тот факт, что к нему уже присоединились Киргизия и Армения, обсуждаются вопросы относительно форм участия других стран в деятельности Союза. Переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговле ведутся с Египтом, Таиландом, Ираном, Монголией, Сербией.
На примере Евразийского экономического союза показаны сложности становления экономических отношений, их регулирования на межгосударственном и надгосударственном уровне. Периодически возникают разногласия между Россией и Республикой Беларусь по вопросам о тарифах на энергоносители, поступления из Беларуси на рынок России санкционных товаров из Европы. Тем не менее Союз развивается, преодолевая все сложности.
Этому способствует организационная структура, заложенная Договором о ЕАЭС 2014 года. Органы Евразийского экономического союза ведут последовательную работу по созданию правовой основы функционирования общего рынка. Идет разработка и внедрение технических регламентов, которые позволяют унифицировать требования контролирующих органов государств-членов к качеству поступающих на рынок товаров.
Риски, связанные с конкурентной борьбой, побуждают участников межгосударственных экономических объединений создавать механизм защиты своих хозяйствующих субъектов. Так, Договор о ЕАЭС наделяет Евразийскую экономическую комиссию юрисдикционными полномочиями, позволяющими ей осуществлять функцию защиты своих товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции. Евразийская экономическая комиссия имеет право начать расследование в отношении компаний, поставляющих товар на рынок ЕАЭС по демпинговым ценам.
В статье сделан вывод о необходимости усиления полномочий наднациональных органов нового Союза.