Аннотация
В статье рассматривается проблема определения понятия и характерных признаков конституционно-правовой категории «непосредственное народное волеизъявление», а также ее места в терминологическом корпусе отечественной науки конституционного права. Обосновывается тезис о синонимичности терминов «непосредственное народное волеизъявление» и «непосредственная демократия», дается определение этих понятий. Приводятся признаки форм прямой демократии, отличающие ее от смежных институтов конституционного права, а также специфические признаки ее высших форм – референдума и свободных выборов. Отдельно рассмотрены экстраординарные формы прямого народовластия – всероссийское голосование 1993 года, посредством которого была принята действующая Конституция Российской Федерации, и общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года. Проанализировано содержание указанных конституционно-правовых институтов, выделены их специфические признаки. Указано, что эти институты имеют значительное сходство с федеральным референдумом, но обладают своими уникальными характеристиками, которые делают подобные электоральные процедуры наиболее подходящими для решения конкретных задач. Делается вывод о том, что институты непосредственного волеизъявления народа имеют приоритет над институтами представительного народовластия, а также о дуализме понятия «непосредственное народное волеизъявление», которое может рассматриваться в двух правовых значениях: как процесс или как результат реализации воли народа. Указывается, что основой реализации непосредственного волеизъявления народа являются три составляющих: субъект правоотношений; необходимость личного участия граждан; единство воли всех граждан и прямая взаимосвязь принятого решения с народным волеизъявлением.