«Непосредственное народное волеизъявление» как конституционно-правовая категория
- Авторы: Убасев В.В.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 39-44
- Раздел: Статьи
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/article/view/445
- DOI: https://doi.org/10.18323/2220-7457-2023-1-39-44
- ID: 445
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения понятия и характерных признаков конституционно-правовой категории «непосредственное народное волеизъявление», а также ее места в терминологическом корпусе отечественной науки конституционного права. Обосновывается тезис о синонимичности терминов «непосредственное народное волеизъявление» и «непосредственная демократия», дается определение этих понятий. Приводятся признаки форм прямой демократии, отличающие ее от смежных институтов конституционного права, а также специфические признаки ее высших форм – референдума и свободных выборов. Отдельно рассмотрены экстраординарные формы прямого народовластия – всероссийское голосование 1993 года, посредством которого была принята действующая Конституция Российской Федерации, и общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года. Проанализировано содержание указанных конституционно-правовых институтов, выделены их специфические признаки. Указано, что эти институты имеют значительное сходство с федеральным референдумом, но обладают своими уникальными характеристиками, которые делают подобные электоральные процедуры наиболее подходящими для решения конкретных задач. Делается вывод о том, что институты непосредственного волеизъявления народа имеют приоритет над институтами представительного народовластия, а также о дуализме понятия «непосредственное народное волеизъявление», которое может рассматриваться в двух правовых значениях: как процесс или как результат реализации воли народа. Указывается, что основой реализации непосредственного волеизъявления народа являются три составляющих: субъект правоотношений; необходимость личного участия граждан; единство воли всех граждан и прямая взаимосвязь принятого решения с народным волеизъявлением.
Об авторах
Виктор Владимирович Убасев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: ubasev.v@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7373-2753
аспирант кафедры конституционного права
РоссияСписок литературы
- Черепанов В.А. Поддержка выдвижения кандидатов: исторический контекст, проблемные вопросы и поиск решения // Журнал российского права. 2016. № 6. С. 23–32. doi: 10.12737/19762.
- Старостина И.А., Амара М.И. Современное конституционное реформирование Японии // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 73–80. EDN: HDPSQI.
- Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М.: Формула права, 2006. 558 с. EDN: QOFQWV.
- Комарова В.В. Теоретические основы непосредственной демократии в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. 2012. № 1. С. 8–13.
- Василевич Г.А. Правовая политика современного государства в области совершенствования непосредственной и представительной демократии как важнейшего фактора устойчивого развития // Право.by. 2021. № 4. С. 11–16. EDN: BEJDVQ.
- Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики. М.: Юстицинформ, 2022. 484 с. EDN: UWDMCC.
- Лукашенко В.С. Эффективность форм непосредственной демократии на муниципальном уровне в современной России (на примере местного референдума) // Теория государства и права. 2019. № 3. С. 126–133. doi: 10.25839/MATGIP.2019.15.03.014.
- Козодубов А.А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 27–31. doi: 10.18572/1813-1247-2019-6-27-31.
- Евдокимов В.Б., Конышева Е.Г. О местном самоуправлении: российский и зарубежный опыт (к ориентирам правового регулирования) // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 2. С. 54–60. doi: 10.18572/1813-1247-2019-2-54-60.
- Михеева Т.Н., Бояринцева И.А. Инициативные проекты - новая форма непосредственной муниципальной демократии // Вестник российского университета кооперации. 2021. № 4. С. 155–160. EDN: GKNKDJ.
- Трущалова Т.О. Российская модель дистанционного электронного голосования в контексте зарубежной избирательной практики // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 25–33. EDN: LWKRIT.
- Забелина Е.П. Механизм правового регулирования муниципального процесса // Lex russica (Русский закон). 2019. № 7. С. 36–44. doi: 10.17803/1729-5920.2019.152.7.036-044.
- Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации. М.: РГУП, 2016. 410 с. EDN: VVKQXX.
- Бадретдинов И.Р. Общенародное голосование в контексте форм прямой (непосредственной) демократии в Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 3. С. 32–38. EDN: QCQQGU.
- Уваров А.А. Эффективность народовластия в соотношении с формами прямого волеизъявления граждан // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 32–35. EDN: YVTJJM.
- Колюшин Е.И. Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12. С. 55–61. doi: 10.18572/1812-3767-2020-12-55-61.
- Кислицын И.М. Относительно положения о всенародном голосовании 12 декабря и последствий его применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 3. С. 62–72. EDN: NCBMZV.
- Носов С.И. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации // Право и современные государства. 2019. № 1. С. 9–17. EDN: NKGEQM.
- Шахрай С.М. Конституционный кризис 1993 года и принятие конституции Российской Федерации // Вопросы правоведения. 2015. № 5. С. 10–37. EDN: VQZLEH.
- Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М.: ИНФРА-М, 2020. 240 с. EDN: ANUONY.