Аннотация
Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих между потребителем и предпринимателем, в рамках которых возможно злоупотребление правом со стороны более слабой стороны. Предмет исследования – нормы гражданского законодательства, закрепляющие права участников правоотношений в рассматриваемой сфере. В контексте защиты права исследуются правовые категории, составляющие основу правоотношений с участием потребителя. Неоднозначность применяемого на практике толкования гражданского законодательства обусловливает целесообразность глубокого комплексного теоретического исследования способов злоупотребления правом со стороны потребителей. В работе указывается, что, хотя потребитель не должен обладать специальными познаниями, приобретая тот или иной товар или услугу, к его поведению все равно предъявляются некоторые требования разумности и добросовестности. Проведенный анализ судебной практики позволил сделать вывод о том, что недобросовестное поведение потребителя может служить основанием отказа в защите его прав, на что не раз указывалось в судебных постановлениях. Авторами выделено шесть групп способов злоупотребления правом со стороны потребителя и представлены пути решения вызванных их распространением проблем. В частности, предлагается унификация законодательства о системе качества производимой предпринимателями продукции путем создания единого документа, определяющего параметры ее качества. Авторы считают необходимым привести ст. 10 Гражданского кодекса РФ, которая не редактировалась более 10 лет, в соответствие реалиям времени.