Защита прав предпринимателя от злоупотребления потребителями своими правами


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих между потребителем и предпринимателем, в рамках которых возможно злоупотребление правом со стороны более слабой стороны. Предмет исследования – нормы гражданского законодательства, закрепляющие права участников правоотношений в рассматриваемой сфере. В контексте защиты права исследуются правовые категории, составляющие основу правоотношений с участием потребителя. Неоднозначность применяемого на практике толкования гражданского законодательства обусловливает целесообразность глубокого комплексного теоретического исследования способов злоупотребления правом со стороны потребителей. В работе указывается, что, хотя потребитель не должен обладать специальными познаниями, приобретая тот или иной товар или услугу, к его поведению все равно предъявляются некоторые требования разумности и добросовестности. Проведенный анализ судебной практики позволил сделать вывод о том, что недобросовестное поведение потребителя может служить основанием отказа в защите его прав, на что не раз указывалось в судебных постановлениях. Авторами выделено шесть групп способов злоупотребления правом со стороны потребителя и представлены пути решения вызванных их распространением проблем. В частности, предлагается унификация законодательства о системе качества производимой предпринимателями продукции путем создания единого документа, определяющего параметры ее качества. Авторы считают необходимым привести ст. 10 Гражданского кодекса РФ, которая не редактировалась более 10 лет, в соответствие реалиям времени.

Об авторах

Елена Валериевна Чуклова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenachuklova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9624-4787

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Предпринимательское и трудовое право»

Россия

Татьяна Сергеевна Евсикова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: ets-99@yandex.ru

магистрант 

Россия

Список литературы

  1. Усольцев Е.Ю. Понятия «потребительский экстремизм» и «злоупотребление потребителем правом»: сравнительный анализ // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 12. С. 108–112. doi: 10.24412/2072-4098-2021-12-108-112.
  2. Нилов И.Л. Возникновение потребительского экстремизма // Евразийская адвокатура. 2018. № 5. С. 21–25. EDN: YQGVPV.
  3. Усольцев Е.Ю. Злоупотребление правом со стороны потребителя: постановка проблемы и поиск ее решения // Юрист. 2021. № 4. С. 41–45. EDN: BIQJSZ.
  4. Закупень Т.В. Потребительский экстремизм как форма злоупотребления правом при заключении банками кредитного договора с гражданами-заемщиками // Банковское право. 2015. № 1. С. 23–30. EDN: THRFJR.
  5. Нилов И.Л. Потребительский экстремизм в сфере долевого строительства // Евразийская адвокатура. 2017. № 4. С. 107–109. EDN: ZEGFTP.
  6. Яковенко Д.А., Ковальская В.В., Кержакова Л.Г. К вопросу о понятии потребительского экстремизма // Аграрное и земельное право. 2021. № 12. С. 123–125. doi: 10.47643/1815-1329_2021_12_123.
  7. Ожегова Г.А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист. 2014. № 14. С. 15–19. EDN: SGZTSN.
  8. Погарцев В.В. Феномен потребительского экстремизма в России: история возникновения, правовая природа и способы противодействия // Юридическая наука. 2021. № 3. С. 55–57. EDN: KIWBBQ.
  9. Ровнейко В.В. Проблемы уголовно-правовой оценки злоупотребления правами потребителя // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30. № 5. С. 753–762. doi: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-753-762.
  10. Дмитриева Н.В., Кудравцев Ю.А. «Потребительский экстремизм» как угроза экономической безопасности современной России // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. С. 19–25. doi: 10.26163/GIEF.2023.26.45.003.
  11. Ильяшенко С.Б., Депутатова Е.Ю. Проблемы потребительского экстремизма и недобросовестного поведения покупателей в интернет-торговле // Экономика и управление: проблемы и решения. 2023. Т. 2. № 3. С. 181–185. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.03.02.021.
  12. Whitman D., Gergacz J.W. The Legal Environment of Business. 3rd ed. San Francisco: McGraw-Hill, 2017. 708 p.
  13. Siev J.J., Petty R.E., Briñol P. Attitudinal extremism // The psychology of extremism: A motivational perspective. New York: Routledge, 2022. P. 34–65.
  14. Redden J., Steiner C.J. Fanatical consumers: towards a framework for research // Journal of Consumer Marketing. 2000. Vol. 17. № 4. P. 322–337. doi: 10.1108/07363760010335349.
  15. Groeppel A., Bloch B. An investigation of experience-orientated consumers in retailing // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 2006. Vol. 1. № 1. P. 101–118. doi: 10.1080/09593969000000008.
  16. Семенова Е.А. Что такое потребительский экстремизм и как он проявляется в розничной купле-продаже // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2019. Т. 5. № 1. С. 462–467. EDN: HHLXNP.
  17. Филиппова Т.А., Жаркенова С.Б. Принцип добросовестности при исполнении обязательства // Известия Алтайского государственного университета. 2018. № 6. С. 197–202. doi: 10.14258/izvasu(2018)6-37.
  18. Богданова Е.Е. Принцип добросовестности и эволюция защиты гражданских прав в договорных отношениях. М.: Юрлитинформ, 2014. 344 с.
  19. Образцова В.И. Проблемы применения принципов разумности и добросовестности при регулировании договорных отношений с участием потребителей // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 151–157. EDN: YJVIKR.
  20. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях? М.: Редакция Российской газеты, 2019. 177 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах