Аннотация
Внедрение и активное использование электронного документооборота в повседневную деятельность полиции последовательно и логично привело к тому, что в качестве повода для возбуждения уголовных дел все чаще используется электронная форма заявления о преступлении. Рассмотрение таких заявлений достаточно подробно регламентировано ведомственными нормативно-правовыми актами МВД России. Однако в соответствии с УПК РФ далеко не все электронные заявления о преступлениях, регистрируемые ОВД, отвечают установленным требованиям, соответственно, они не могут выполнять функцию уголовно-процессуального повода. В указанной ситуации при очевидной актуальности электронных документов налицо пример противоречия и пробела в праве, который в некотором смысле препятствует развитию электронной формы взаимодействия участников уголовно-процессуальной деятельности и может привести к негативным последствиям. В статье анализируются и сопоставляются положения ряда нормативных источников, регламентирующих прием и рассмотрение органами внутренних дел Российской Федерации электронных заявлений о преступлениях, и нормы уголовно-процессуального законодательства. Критически оцениваются установленные ведомственными нормативно-правовыми актами МВД РФ легальные определения понятия «заявление о преступлении» и некоторые организационно-правовые механизмы приема и рассмотрения электронных заявлений о преступлениях. Выделяются и уточняются правила подачи, обязательные реквизиты и некоторые другие требования, предъявляемые к электронным заявлениям о преступлении, которые должны соблюдаться исходя из положений уголовно-процессуального закона. На основе полученных данных предлагаются рекомендации по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и алгоритма приема электронных заявлений о преступлениях с использованием официальных сайтов ОВД МВД РФ.