№ 2 (2019)
- Год: 2019
- Дата публикации: 28.06.2019
- Статей: 9
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/3
-
Описание:
Опубликован 28.06.2019
Весь выпуск
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ В БОРЬБЕ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ НА ОСНОВАНИИ ПРОЕКТА НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы применения поощрительных норм по отношению к взяткодателю в контексте последних законодательных изменений, проблемы законодательного регламентирования поощрительных норм в борьбе со взяточничеством согласно проекту нового Уголовного кодекса Республики Армения.
Уголовно-правовое значение поощрительных норм в борьбе со взяточничеством не было в полной мере изучено в армянском материальном праве. В армянской и зарубежной научной литературе были рассмотрены некоторые вопросы, связанные с темой исследования, но они носят эпизодический характер и не содержат системных решений актуальных проблем. Таким образом, не было проведено системного исследования влияния института поощрения в борьбе со взяточничеством, где принимались бы во внимание армянское законодательство и правоприменительная практика. Следовательно, в условиях развития уголовно-правовых норм, формирования новых правоотношений и правоприменительной практики, развития уголовно-правовой мысли возникает объективная необходимость всестороннего исследования уголовно-правового значения поощрительных норм в борьбе со взяточничеством.
В статье даются научно обоснованные рекомендации по усовершенствованию действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов и практики применения поощрительных норм в отношении взяткодателя и посредника во взяточничестве. Автором была предпринята попытка подвергнуть комплексному исследованию уголовно-правовые отношения, возникающие при применении поощрительных норм в борьбе со взяточничеством, основываясь на исследовании как действующего Уголовного кодекса Республики Армения, так и проекта нового уголовного кодекса Республики Армения, сравнительно-правового исследования уголовного законодательства некоторых зарубежных стран, а также теоретических взглядов по данному вопросу.
УБИЙСТВО, КРОВНАЯ МЕСТЬ И СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
Аннотация
В статье анализируются вопросы, касающиеся смертной казни, кровной мести и противоправного причинения смерти. Данные категории рассматриваются применительно к положениям Салической правды, составленной в правление франкского короля Хлодвига в конце V - начале VI в. Актуальность исследования обуславливается неоднозначностью роли категории «смерть» в юриспруденции и целесообразностью разграничения терминов «смертная казнь» и «убийство». В этой связи небезынтересным представляется изучение соотношения данных понятий в рамках вышеназванного раннефеодального памятника права. В статье дается характеристика представлений древних германцев о кровной мести за убийство. Рассматривается совокупность положений Салической правды о выплате вергельда, иными словами композиции, включающей в себя материальную компенсацию, искупление вреда. Определенное внимание уделяется титулу LVIII Салической правды, который именуется «О горсти земли», и точкам зрения по поводу трактовки его положений. Также рассматривается перечень преступлений, за совершение которых Салической правдой предписывалось в качестве наказания применение смертной казни. Указывается целесообразность сопоставления соответствующих положений Салической правды с другими правовыми памятниками рассматриваемого периода, содержащими упоминания ряда иных противоправных деяний, каравшихся смертью. В частности, речь идет об эдикте остготского короля Теодориха (V в.). В заключение делается вывод, что в Салической правде обычай кровной мести за убийство заменяется системой так называемых вергельдов, в различных размерах которых нашли проявление социальные различия между теми или иными слоями населения.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ВСЛЕДСТВИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
На основе сформировавшейся судебной практики, действующего законодательства, в том числе постановлений и определений Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации по вопросу возмещения ущерба работнику, возникшего в результате несчастного случая, рассматривается возможность законодательного закрепления принципа возмещения утраченного заработка в полном объеме, а не в процентном отношении к установленной утрате трудоспособности. Отмечается, что работодатель несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, при этом указанный вред должен быть возмещен в полном объеме, а не в какой-то части (от чего бы то ни было). Работник имеет полное право на возмещение вреда, не покрытого страховым обеспечением, что и предлагается закрепить в официальных разъяснениях, направленных судам. Это, как указывает автор, поможет не допустить нарушение прав работников, с которыми произошел несчастный случай и которые в большинстве своем лишены дальнейшей возможности трудиться, а также приведет к единообразию в судебной практике по данному вопросу. Автор отмечает, что при решении вопроса выплаты компенсации морального вреда от несчастного случая, произошедшего на производстве, сторонам (работодателю и работнику) необходимо договариваться в досудебном порядке, без обращения в суд, избрав средством защиты обращение в суд лишь в исключительных случаях. Предлагается ввести ответственность за неправомерный отказ в выплате моральной компенсации в досудебном порядке, а также минимальные границы компенсации в зависимости от степени утраты трудоспособности и установленной группы инвалидности. Подчеркивается важность оценки судом всех заслуживающих внимания обстоятельств дела, в том числе вины работодателя в несчастном случае, объема и глубины физических и нравственных страданий работника, а также трудовых заслуг и ценностей работника.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ ПО ПРИЗНАКУ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО МОДУСА ЛИЧНОСТИ: НОВЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ
Аннотация
Тема классификации конституций по различным основаниям находит широкое отражение в учебной литературе, однако редко становится предметом рассмотрения научных исследований. В то же время любое ее дополнение способно обогатить науку конституционного права за счет оригинальной точки зрения, которая поможет решить новые исследовательские задачи. Автором статьи проанализирован широкий спектр классификаций, предлагаемых российскими и зарубежными учеными (в том числе британскими и немецкими конституционалистами). Сделан вывод о возможности их дополнения концепцией, отражающей новый подход к содержательному анализу текстов основных законов. В основу классификации положены элементы правового модуса личности - ограничение прав и свобод, обязанности и ответственность. В зависимости от того, какие именно из них закреплены в тексте конституции, выделены 4 вида основных законов: 1) конституции, предусматривающие только возможность ограничения прав и свобод личности; 2) конституции, предусматривающие возможность ограничения прав и свобод, а также обязанности личности; 3) конституции, предусматривающие возможность ограничения прав и свобод, а также ответственность личности; 4) конституции, предусматривающие возможность ограничения прав и свобод, а также обязанности и ответственность личности. Приведены примеры и сделаны выводы о распространенности каждого из выделенных видов. Наиболее часто национальные законодатели упоминают в конституции обязанности и ограничения прав и свобод личности (второй вид). Первый и третий виды могут быть признаны редкими. Приведенные в статье выводы сделаны на основе анализа 67 конституций различных стран мира.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕДАЧИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛО-, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Аннотация
Вопрос передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам актуален на сегодняшний день. Не секрет, что органы местного самоуправления зачастую передают такое муниципальное имущество без организации и проведения процедуры торгов. Некоторые муниципалитеты проводят конкурсные процедуры, по результатам которых заключается договор аренды. Вместе с тем заключение такого договора не всегда правомерно ввиду большой изношенности коммунальных сетей. Здесь законно заключить концессионное соглашение. В статье освещены вопросы нормативно-правового регулирования передачи прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, и условия заключения концессионных соглашений при передаче и эксплуатации объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Также были затронуты вопросы неисполнения органами местного самоуправления норм федерального законодательства, регулирующего порядок передачи муниципального имущества, а также вопросы заключения органами местного самоуправления договоров аренды объектов тепло-, водоснабжения, введенных в эксплуатацию более 5 лет назад, с нарушением норм действующего законодательства. В статье разъяснено, когда необходимо проводить торги, а в каких случаях заключать договоры аренды, безвозмездного пользования, которые в отношении муниципального имущества заключаются без проведения конкурсов (аукционов). Кроме того, даны разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"».
АЛЬТЕРНАТИВА КАК НАУЧНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Аннотация
Категория «альтернатива», несмотря на ее частое и активное использование как законодателем, так и научной общественностью, является мало исследованной и недостаточно разработанной. Однако современная правовая действительность обуславливает необходимость проведения подобных научных изысканий, что связано с достаточно частым использованием альтернативы в нормах действующего законодательства. Исследование посвящено изучению альтернативы как целостной научно-правовой категории с теоретических и правовых позиций с целью определения понятия «альтернатива» и выделения ее признаков. Проведен обзор действующего законодательства, в котором в одних случаях альтернатива используется как юридико-технический прием при конструировании нормы права, в других - в ее смысловом значении. В целом было установлено, что альтернатива применяется в конституционном, гражданском, уголовном, процессуальном и в других отраслях права, практически в каждом нормативно-правовом акте можно найти альтернативу, т. е. ситуацию, когда предоставляется выбор. Несмотря на проводимые научные исследования отдельных видов альтернатив в праве, альтернатива как самостоятельная научно-правовая категория остается без должного внимания научной общественности. В работе представлен обзор позиций ученых по данному вопросу, исследовано этимологическое, философское и логическое значение категории «альтернатива». Выделены признаки альтернативы (свободный и обязательный выбор, достижение цели с наилучшим результатом, два и более варианта предмета выбора, характеризующегося нормативностью и взаимоисключенностью, орфографические признаки), с учетом которых была предложена формулировка ее определения, не претендующая на окончательность.
ОТЗЫВ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена несовершенством федерального законодательства в области местного самоуправления. В статье рассматривается отзыв выборного должностного лица местного самоуправления как вид ответственности должностного лица и как форма участия населения в решении вопросов местного значения. Возможность влиять на вопросы управления в муниципальном образовании является основополагающей идеей реализации местного самоуправления. Отсутствие механизмов воздействия на выборных должностных лиц или несовершенство таких механизмов снижает возможности гражданского общества и делает участие населения фрагментарным. Отзыв как оценочная категория обеспечивает обратную связь с населением. Целью работы является анализ основания и правовой природы отзыва выборного должностного лица. Правовая регламентация отзыва носит дискуссионный характер и имеет ряд недоработок. Основания применения отзыва выборного должностного лица и существующая процедура не позволяют сделать однозначный вывод о природе отзыва как вида ответственности выборного должностного лица. В статье проводится анализ отзыва в сопоставлении с удалением от должности должностного лица. Узкий подход законодателя ограничивает возможности использования этой формы участия населения в решении вопросов местного значения местным сообществом. Это в целом снижает возможности влияния населения на деятельность должностных лиц. Несовершенство законодательства на практике не позволяет населению отозвать должностное лицо, которое не способно заниматься вопросами управления либо принимает решения, не соответствующие интересам местного сообщества. Необходимо изменить концепцию отзыва должностного лица. В статье сформулированы предложения по изменению законодательства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация
В настоящее время государственный контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов является фактором, мешающим развитию частного бизнеса, что отмечают многие руководители и владельцы фирм. Особенно тяжело переносят многочисленные государственные проверки организации малого бизнеса. В литературе тема защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении проверок государственными органами разработана недостаточно. Работа посвящена теме защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля и надзора за их деятельностью. Кратко рассмотрены положительные и отрицательные свойства, присущие государственному контролю и надзору за работой хозяйствующих субъектов, проанализированы нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется государственный контроль и надзор, имеющиеся в литературе сведения по защите прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля и надзора и выработаны конкретные рекомендации, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектам следует защищать свои права при осуществлении государственного контроля и надзора. Сформулированы рекомендации по реформированию действующего в этой сфере законодательства. В качестве мер совершенствования законодательства в сфере государственного контроля и надзора предлагается уменьшение уровня административного давления на хозяйствующие субъекты, а также подробная законодательная регламентация мероприятий государственного контроля и надзора. При этом следует учитывать, что при осуществлении мероприятий государственного контроля и надзора хозяйствующие субъекты являются слабой стороной, в отношении которой возможен произвол со стороны государственных органов. Наиболее эффективным способом защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля и надзора представляется судебное обжалование незаконных решений и действий органов государственного контроля и надзора.
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ» И «СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА» В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения ключевых понятий уголовного судопроизводства - «субъективные права» и «властные полномочия». Констатируется, что по сегодняшний день отсутствуют легальные определения этих понятий, доктринальные же толкования не решают проблему их многозначности, а следовательно, различного толкования как в теории процессуальной науки, так и в правоприменительной практике. Показывается, что в рамках уголовного судопроизводства в силу господства императивного метода правового регулирования само право любого участника уголовного процесса должно быть предусмотрено законом. В контексте рассматриваемого разграничения понятий авторы обращают внимание на разную правовую природу дискреционных и императивных полномочий. Подчеркивается, что в науке устоялась точка зрения о неразрывности субъективных прав и корреспондирующих им обязанностей у других субъектов в рамках конкретного правоотношения. Вместе с тем в статье обосновывается вывод, что такая связь применительно к властным субъектам уголовного судопроизводства не является столь очевидной. Такой подход в полной мере справедлив для императивных полномочий, а также для части дискреционных полномочий, но лишь тех, где закон допускает только активный вариант их реализации - через действия, но не бездействие. Исходя из этого, авторы рассматривают властные уголовно-процессуальные полномочия как частный случай субъективных прав, имеющие, однако, ряд существенных специфических черт. В статье также показывается, что понятие «полномочия» по общему правилу нельзя рассматривать как простую совокупность прав и обязанностей, поскольку права и обязанности применительно к властным уполномоченным субъектам зачастую представляют собой единое целое и составляют неразрывную систему.