№ 3 (2019)
- Год: 2019
- Дата публикации: 30.09.2019
- Статей: 10
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/4
-
Описание:
Опубликован 30.09.2019
Весь выпуск
ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ ДОГОВОРА УСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ (ЦЕССИИ) НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что за прошедшую четверть века гражданское законодательство и отдельные его институты стали занимать все более существенное место в жизни российского общества и государства.
В статье освещены некоторые вопросы, характеризующие такой вид договора, применяемого экономическими субъектами, как цессия. Дается определение сделке, в которой одна сторона передает другой стороне право требовать исполнения тех или иных обязательств у третьей стороны. В подобной ситуации прежний кредитор, передающий свое право требования, именуется цедентом, а новый кредитор – цессионарием.
Рассматриваемый вид договора имеет значительный, исторически предопределенный опыт практического применения. В статье выдвигается тезис, что в настоящее время в правовом регулировании данного вопроса, в силу ряда коррективов, внесенных в гл. 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве», и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 54 от 21 декабря 2017 года, сложились новые обстоятельства. По мнению авторов, они заслуживают внимания участников современных рыночных отношений.
Одним из итогов исследования является вывод, что, в соответствии с положениями гл. 24 ГК РФ, предметом договора цессии могут быть лишь обязательственные права, возникшие в сфере гражданско-правовых отношений. Уступка по рассматриваемому договору иных прав признается судом недействительной.
О НЕСООТВЕТСТВИИ ЧАСТИ 3 СТ. 20.1 КОАП РФ, ПРИНЯТОЙ 19 МАРТА 2019 ГОДА, НОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИИ РФ
Аннотация
Статья посвящена анализу ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, принятой 18 марта 2019 года и названной «законом о запрете оскорбления власти». Результат практического применения указанного закона представляется спорным и не соответствующим цели, для достижения которой он был принят. Поэтому предлагается следующий тезис: положения ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ не соответствуют нормам международного права, в частности Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы, а также Конституции РФ. Проводится анализ действующих правовых положений законодательства, связанных с механизмами защиты чести, достоинства и деловой репутации в зависимости от субъекта, в отношении которого были нарушены указанные права. Анализируются особенности правовой защиты указанных прав публичных лиц и государственных служащих с точки зрения норм международного права, Конституции РФ и ГК РФ. Рассматривается вопрос о соответствии указанных изменений принципам свободы слова, политической дискуссии и установленным нормам международного права. В результате исследования автор делает вывод о негативных последствиях применения ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, например, о том, что расширились привилегии органов государственной и муниципальной власти и их должностных лиц, появились дополнительные механизмы защиты их чести, достоинства и деловой репутации, в отличие от остальных граждан, что, по мнению автора, развитие демократического государства и гражданского общества.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме учета сведений о личности потерпевшего, которые входят в содержание криминалистической методики расследования преступлений отдельных видов. Актуальность темы обоснована практикой расследования тяжких и особо тяжких преступлений, а также современными тенденциями развития теории криминалистической характеристики в направлении конкретизации ее элемента «личность потерпевшего». Отмечена проблема учета виктимологических данных при расследовании преступлений, связанных с формированием преступником определенного психического состояния жертвы преступления. Констатировано, что неочевидный характер связей между преступником и жертвой затрудняет расследование преступлений против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, насильственных преступлений корыстной направленности и других. Показана необходимость внедрения криминологического анализа в систему научных методов криминалистики. Обращено внимание, что виктимность не должна рассматриваться в отрыве от других сведений о личности жертвы преступления (общих демографических, социально-психологических данных, особенностей поведения, сведений о социальных связях и материальном положении, данных о роде занятий и т. п.). Подтверждена целесообразность применения виктимологического анализа в криминалистической методике. Обоснованы преимущества статистического подхода перед описательным в процессе изучения личности потерпевшего при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. Даны рекомендации по установлению значимых элементов личности потерпевшего. Рекомендовано в условиях состязательного судопроизводства использовать активную позицию потерпевшего, в плане предоставления им данных для виктимологического анализа. Обращено внимание, что к информативным данным о личности потерпевшего следует относить его типичное психическое состояние. Предложен расширительный принцип формирования сведений демографического и социально-психологического характера, а также сведений о поведенческих особенностях личности потерпевшего.
УГОЛОВНЫЙ ПРОСТУПОК И ВОЗМОЖНАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПОДПАДАЮЩИХ ПОД УКАЗАННУЮ КАТЕГОРИЮ ДЕЛ
Аннотация
В статье обоснована необходимость введения в российское уголовное законодательство понятия «уголовный проступок», описаны возможная процессуальная форма производства по уголовным делам, подпадающим под категорию «уголовный проступок», - дознание в протокольной форме, а также судебный порядок рассмотрения таких дел. В Государственную думу РФ внесен проект поправок в Уголовный кодекс РФ, а именно в ч. 2 ст. 15, в которой предлагают признать преступления небольшой тяжести, за совершение которых не предусматривается наказание в виде лишения свободы, уголовным проступком. Этот проект до сих пор вызывает много вопросов, так как законодатель не обосновал должным образом нужность и своевременность введения данного понятия, не указал, в какой процессуальной форме будет вестись производство по данной категории уголовных дел, подразумевая, что оно может осуществляться в форме простого либо сокращенного дознания, а также не обговорил судебный порядок их рассмотрения. Однако, если использование простого дознания при расследовании указанной категории уголовных дел не вызывает особых сомнений, то использование сокращенной формы производства дознания по преступлениям, признанным уголовным проступком, представляется спорным. Автор, обращаясь к истории российского уголовного законодательства и современному европейскому уголовному праву, обосновывает вывод о том, что введение понятия «уголовный проступок» своевременно и необходимо. Предложено утвердить такую процессуальную форму ведения указанной категории дел, ранее существовавшую в уголовно-процессуальном законодательстве РСФСР и РФ и существующую в Европейском уголовном процессе, как протокольная форма производства следственных действий, а также судебный порядок их рассмотрения, взяв за образец опыт Белоруссии и Казахстана.
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
Аннотация
Статья посвящена изучению учредительных документов коммерческих организаций, их элементов и особенностей, которые не раскрыты либо недостаточно раскрыты в современном российском законодательстве, а также их правовой природы. Актуальность темы исследования обусловлена не только экономической значимостью такого явления «учредительные документы коммерческих организаций», но и возможностью принятия и внедрения в жизнь данных документов при помощи различных способов. Дано определение понятию «устав», предпринята попытка разграничения понятий «учредительные документы», «устав», а также попытка определения верной терминологии, проанализированы подходы к пониманию элементов и содержания самого устава. Рассмотрена правовая природа устава, проанализирована задача оптимизации положений уставов хозяйственных обществ и устранения избыточных требований к ним, проанализированы нормативные требования к содержанию устава. Рассмотрено соотношение устава, внутренних документов, корпоративного договора, а также сведений, содержащихся в уставе и в ЕГРЮЛ, рассмотрена правовая природа и перспективы развития типовых уставов. Собраны варианты подготовки устава, а также описан порядок принятия устава в электронной форме посредством заполнения учредителями, визирования их усиленной цифровой подписью, а в последующем подписью лица, уполномоченного решением общего собрания на государственную регистрацию изменений устава. Проанализирован режим принятия устава, государственной регистрации и внесения в него изменений, проанализированы различия между уставом и внутренними документами коммерческих организаций. Предлагается внедрить электронную форму устава, находящуюся в открытом доступе и используемую по модульному принципу.
КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
Для определения критериев выделения элементов структуры юридической ответственности рассматривается структура юридической ответственности в целом как явление, систему которого в общем виде можно представить как конгломерат тесно переплетенных элементов. Исследованы критерии, по которым возможно структурировать юридическую ответственность. Анализ различных теоретических трактовок и мнений ученых показал неоднозначность подхода к количественному и качественному набору критериев для выявления элементов структуры юридической ответственности. Для всех критериев выделения элементов структуры юридической ответственности, перечисленных в ходе исследования, характерно отсутствие системного подхода. Эту проблему можно решить путем применения отраслевого критерия. В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что этот критерий наиболее целесообразно применять для выделения элементов юридической ответственности, так как он позволяет выявить точки взаимопроникновения и пересечения различных проявлений такого многообразного явления, как юридическая ответственность. К структурным элементам юридической ответственности следует причислить подсистему юридической ответственности, которая, в свою очередь, складывается из отдельных видов юридической ответственности; элементы системы, под которыми понимаются подвиды юридической ответственности; нормы юридической ответственности, которые представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в пределах подсистемы или элемента системы юридической ответственности и определяющих правила поведения, принципы, цели, задачи и дефиниции отдельного вида юридической ответственности.
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Активный и непрерывный процесс информационного развития, сопровождающийся появлением новых цифровых инфраструктур, технологий вычислительной техники и цифровых коммуникаций, с одной стороны, положительным образом сказывается на всех сферах человеческой жизнедеятельности, способствуя улучшению качества жизни. Но, с другой стороны, данные процессы, несут и негативные последствия. За последние годы значительно увеличилось число хищений, совершаемых не традиционным способом, а с помощью различных продуктов технологического и информационного прогресса (к примеру, в сети Интернет). Таким образом, правоохранительные органы всего мира столкнулись с новым негативным социальным явлением - киберпреступлением. Проведен сравнительно-правовой анализ российского и белорусского законодательства, а также материалов судебной практики двух стран. При этом особо пристальное внимание обращено на исследование мошенничества в сфере компьютерной информации. Проанализированы точки зрения ряда российских и белорусских ученых, касающиеся понимания термина «киберпреступность». Проведен анализ статистических данных о состоянии киберпреступности за период 2016-2018гг. и произведена оценка этих данных. Полученные данные позволяют сделать вывод об отрицательной криминологической динамике киберпреступлений как в России, так и на территории Белоруссии, об интенсивном росте некоторых видов киберпреступлений (мошенничество в сфере компьютерной информации и мошенничество, совершаемое с использованием электронных средств платежа; иные преступления, совершаемые посредством сети Интернет), а также о несовершенстве уголовной политики в части противодействия данному виду преступлений. Предлагается пересмотреть положения уголовного законодательства в части регламентации ответственности за отдельные виды киберпреступлений, а также уточнить позицию Верховного Суда РФ по вопросам отнесения к определенному виду хищения деяний, совершаемых в киберпространстве.
САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА: АНАЛИЗ НОВОВВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения понятия «самовольная постройка», раскрывается актуальность проблемы признания права собственности на незаконно возведенное строение на основании решения суда. Проанализированы основные изменения гражданско-правового регулирования в области самовольных построек: вопросы их сноса и легализации при определенных условиях, установленных законодателем. Исследуются нововведения в области объектов - самовольных построек и субъектов, вступающих в отношения, связанные с самовольным строительством. Представлены возможные усовершенствования законодательства в данной области. Процесс создания самовольной постройки сопровождается совершением правонарушения, а сама постройка - это результат правонарушения. Однако глубокий анализ выявляет неоднозначность проблемы. Поскольку в процессе создания самовольной постройки совершаются как гражданские, так и публичные правонарушения, правовые ответы на вопросы о сохранении постройки, в частности, связанные с возникновением на нее вещного права или с прекращением ее существования, формируются с учетом как гражданско-правовой, так и публично-правовой направленности поведения участников правоотношений, возникающих относительно самовольной постройки. На основе изучения мнения ученых автор приходит к пониманию самовольной постройки как гражданского правонарушения, поскольку самовольное строительство представляет собой противоправную деятельность по созданию объекта недвижимого имущества, между тем она легально признана способом приобретения права собственности. Сделан вывод о том, что специфика правового режима самовольной постройки призвана обеспечить экономические отношения, однако сам режим не должен позволять формироваться устойчивым моделям противоправного поведения. Сформулированные автором выводы и предложения позволят совершенствовать правовое регулирование отношений, касающихся самовольного строительства.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
На развитие нашей страны оказывают влияние такие общемировые процессы, как интеграция и унификация информационных отношений. Формирование и развитие информационного общества должно сопровождаться соответствующим совершенствованием системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере. В качестве одной из мер осуществления указанных прав выступает создание и обеспечение должного уровня информационной безопасности личности. Принятие новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации ставит интересы личности во главу нормативного регулирования в данной сфере, однако институт информационной безопасности личности по-прежнему недостаточно регламентирован действующим законодательством. Статья посвящена проблемам правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества. В частности, проанализировано состояние современной киберпреступности в России. Отмечается, что цель подавляющего большинства таких преступлений - посягательство на право собственности. Рассмотрены основные проблемы квалификации мошенничества в сфере компьютерной информации. В настоящее время в судебной практике мошенничество в сфере компьютерной информации рассматривается как форма хищения. Кроме того, проанализированы актуальные проблемы негативного воздействия глобального информационного пространства на личность, это воздействие особенно вредно для подрастающего поколения. В статье рассмотрены основные угрозы, которые представляют современные информационные технологии для уязвимой психики детей. Проводится анализ состояния действующего законодательства Российской Федерации по вопросу обеспечения информационной безопасности личности. В заключение даны предложения, направленные на совершенствование правового обеспечения информационной безопасности личности.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Исследуется вопрос развития парламентской ответственности как конституционно-правового института в системе науки конституционного права. Целью статьи является определение видов субъектов парламентской ответственности как ключевого элемента в установлении механизма законотворческого процесса. Актуальность исследования вопроса парламентской ответственности обусловлена необходимостью повышения качества законотворческого процесса. Мировой опыт развития парламентаризма порождает необходимость проведения исследований правового статуса субъектов парламентской ответственности как элемента законотворческого процесса. Проведены теоретико-правовые исследования парламентской ответственности как элемента законотворческого процесса. Парламентская ответственность на современном этапе развития теории права еще не получила свое признание и находит практическое обоснование в рамках политической ответственности, ответственности в конституционном деликте и дисциплинарной ответственности депутата. Исследование практики правового регулирования по структурированию палат федерального парламента и региональных парламентов позволило сформулировать виды субъектов парламентской ответственности. Предложения автора о разграничении типов парламентской ответственности будут способствовать совершенствованию законотворческой деятельности. Перспективы установления парламентской ответственности обоснованы в качестве ключевых основ правового регулирования законотворческого процесса. Выявлены причины недостаточности развития института парламентской ответственности. Так, развитию правовой основы по установлению мер парламентской ответственности препятствует отсутствие четкой характеристики субъектов парламента (коллегиальных и единоличных структурных компонентов парламента), что порождает неопределенность в установлении парламентской ответственности на различных этапах законотворческого процесса. Сделан вывод о необходимости разработки и правовой регламентации видовой классификации субъектов парламентской ответственности в целях упорядочения механизма по осуществлению законотворческих процедур в парламентах.