№ 1 (2024)

Весь выпуск

Национальные интересы и их охрана в цивилистическом судопроизводстве

Михайлова Е.В.

Аннотация

В порядке гражданского, арбитражного и административного судопроизводства рассматривается множество дел, в которых одним из объектов защиты выступают государственные (национальные) интересы. В работе приводятся доказательства того, что целый ряд правоотношений, урегулированных Гражданским кодексом Российской Федерации, имеют публично-правовой характер. При этом споры, возникающие из этих отношений, разрешаются по правилам искового производства в гражданском и арбитражном процессе. Автор доказывает, что государство, выступая как участник гражданских правоотношений, тем не менее реализует публично-правовые функции, обеспечивая национальные интересы. При этом в процессуальном законодательстве отсутствуют специальные правила, направленные на защиту этих интересов. Разработан подход к пониманию природы национальных интересов, в числе которых отдельно названы закрепленные указом Президента Российской Федерации традиционные духовно-нравственные ценности. На основе анализа правовых позиций Верховного суда Российской Федерации и Конституционного суда Российской Федерации, доктрины гражданского и арбитражного процесса, административного судопроизводства дифференцированы частноправовые и публично-правовые конфликты. Предложены конкретные процессуальные механизмы защиты национальных интересов в цивилистическом судопроизводстве: расширение процессуальных полномочий суда при рассмотрении дел с участием государства (выход за пределы заявленных требований и доводов сторон, истребование по собственной инициативе доказательств); расширение функций прокурора в сфере гражданской процессуальной юрисдикции (в частности, наделение его правом подавать заявление в защиту прав и интересов военнослужащих); закрепление специальных процессуальных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц как участников гражданского и арбитражного судопроизводства. Предложено также запретить заключение мировых соглашений в делах с участием государства.

Jus strictum. 2024;(1):5-12
pages 5-12 views

Особенности перемещения дипломатическими представителями оружия через таможенные границы на примере США и России

Романова В.В., Моисеева В.Ю.

Аннотация

В настоящее время не существует единых, унифицированных на международном уровне правил ввоза дипломатами оружия на территорию государства пребывания. В силу того, что значительный пласт вопросов правового статуса дипломатов определяется на внутригосударственном уровне каждым государством самостоятельно, возникает проблема отсутствия единой практики привлечения дипломатических сотрудников к ответственности за ввоз запрещенных предметов. В статье представлено исследование проблем допустимости ввоза огнестрельного оружия на территорию иностранного государства отдельными категориями лиц, обладающими дипломатической неприкосновенностью. Акцентируется внимание на различных подходах к пониманию сущности суверенитета государства. Рассматривается опыт иностранных государств по регламентации порядка ввоза, хранения и ношения оружия иностранными гражданами. Особое внимание уделено правовому регулированию на территории США, где, несмотря на однозначный запрет на ввоз оружия для частных лиц, в случае ввоза оружия охраной дипломатических представительств возможно исключение по предварительному согласованию. Приводятся сведения о правовом регулировании данного вопроса на территории Российской Федерации. Проанализированы положения Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми иностранные граждане, в том числе дипломатические представители, не вправе хранить, носить и использовать огнестрельное оружие на территории Российской Федерации на длительной основе. Сформулирован вывод о необходимости дополнения Венской конвенции 1961 г. положением о порядке перемещения огнестрельного оружия через таможенные границы для глав дипломатических представительств, консульских учреждений, членов дипломатического персонала дипломатических представительств, консульских должностных лиц, а также членов их семей.

Jus strictum. 2024;(1):13-19
pages 13-19 views

Нетипичные формы государственного устройства: на примере империи

Сквозников А.Н.

Аннотация

В науке теории государства и права назрела проблема, связанная с классификацией форм государственного устройства. Традиционный подход к форме государственного устройства, в рамках которого принято выделять единые (унитарные) и составные (федеративные) государства, не отражает современных реалий. В правовой науке отсутствуют четкие критерии деления государств на единые и составные. В статье рассматриваются различные подходы к проблеме классификации форм государственного устройства в современной теории права. Автор приходит к выводу, что традиционный трехэлементный подход к форме государства (форма правления, форма устройства и политический режим) методологически исчерпал себя и не отражает сложившегося на практике положения вещей. Все элементы формы государства тесно взаимосвязаны, находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма государственного правления во многом определяет и форму территориального устройства, а также методы взаимодействия власти с населением (политический режим). От формы правления во многом зависит характер взаимоотношений центра с регионами (субъектами), базирующийся на принципе централизации или децентрализации. Как правило, республиканская форма правления детерминирует федеративную (децентрализованную) форму государственно-территориального устройства и демократический политический режим. Вместе с тем от политического режима во многом зависит реальная возможность функционирования республиканских институтов (выборность и сменяемость органов государственной власти) и реализация принципов федерализма (фактическая самостоятельность составных частей государства). В условиях авторитарного (тоталитарного) политического режима республиканская форма государственного правления и федеративная форма государственного устройства, закрепленные в законодательстве, носят условный характер – фактически они не могут быть реализованы. Цель работы – анализ форм государственного устройства в современной теории права и выявление существенных признаков империи как особой формы государственного устройства.

Jus strictum. 2024;(1):20-27
pages 20-27 views

Влияние правового менталитета на тип уголовного судопроизводства России

Шестакова Л.А.

Аннотация

В статье анализируются перспективы разработки нового уголовно-процессуального закона взамен утратившего системность Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) 2001 г. Используя юридические методы научного исследования, а также культурологический метод, автор анализирует цель уголовно-процессуальной деятельности, исторические предпосылки ее формирования и закрепления, а также состязательность как идеальную форму современного уголовного процесса. В статье показано, что либеральные правовые ценности, закрепленные в виде цели и системы принципов УПК РФ 2001 г., не отражают реальные интересы российского общества в публичной сфере. Полагая, что определение цели уголовного процесса и места состязательности в системе его принципов является методологической ошибкой законодателя, автор вносит ряд концептуальных предложений по совершенствованию уголовно-процессуального закона. Автор предлагает уточнить формулировку целей и задач уголовного судопроизводства с учетом специфики правового менталитета россиян. При формулировании цели уголовно-процессуальной деятельности необходимо отразить устремленность уголовного процесса к правильному установлению фактических обстоятельств произошедшего, достигаемого за счет многократной проверки фактов в разных процедурах и разными должностными лицами. Сформулированные в УПК РФ задачи уголовно-процессуальной деятельности должны реализовываться в досудебном и судебном производствах разными субъектами уголовного процесса. К задачам уголовно-процессуальной деятельности предложено отнести: установление виновного и назначение ему наказания; оправдание невиновного и его реабилитацию; установление фактических обстоятельств произошедшего; защиту прав и свобод личности. Состязательность должна быть исключена из числа принципов уголовного процесса, а сам уголовный процесс организован по смешанному типу с розыскным досудебным производством и состязательным судебным производством.

Jus strictum. 2024;(1):28-34
pages 28-34 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах