№ 3 (2025)
- Год: 2025
- Дата публикации: 30.09.2025
- Статей: 4
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/48
-
Описание:
Опубликовано 30.09.2025.
Весь выпуск
Современные проблемы правового регулирования популяции безнадзорных животных
Аннотация
Существующие методы контроля популяции бездомных собак, такие как стерилизация и вакцинация, часто не решают проблему агрессии животных. Предлагается пересмотр существующей правоприменительной практики в отношении жестокого обращения с животными, который призван установить баланс между защитой животных и обеспечением безопасности граждан. К сожалению, очень часто регистрируется агрессия безнадзорных животных в виде нападения бродячих собак на людей и иных домашних животных, что причиняет вред их здоровью и может стать причиной смерти. Существующее решение проблемы предполагает формулу ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат на место проживания), однако проблемы зооагрессии в таком случае не решаются, что подтверждает постоянный количественный рост безнадзорных животных и их нападений на людей. Присутствуют неточности в формулировках жестокого обращения с животными в уголовном и административном законодательстве. Выявлены пробелы в государственной политике по регулированию численности безнадзорных животных, включая недостаточное правовое регулирование ответственного обращения с животными. Сделан вывод, что наиболее оптимальным является регулирование численности безнадзорных животных путем безвозвратного отлова и возможности их усыпления при невостребованности. Подтверждается необходимость учета региональных особенностей при определении срока содержания безнадзорных животных в приютах. Полагаем, что необходима активная пропаганда ответственного обращения с животными среди несовершеннолетних и иных граждан и создание соответствующих федеральных и региональных программ во исполнение Федерального закона «Об ответственном обращении с животными».
7-16
Ответственность по гражданско-правовому договору при выборе способа защиты
Аннотация
Общие и специальные положения Гражданского кодекса РФ об отдельных видах договоров позволяют обнаружить последовательный подход законодателя к установлению механизма применения защиты нарушенного по договору права. Среди конкретно указанных законодателем способов защиты усматриваются традиционные меры гражданско-правовой ответственности. Отмечено, что законодатель не отводит им главную роль в механизме реализации защиты нарушенного по договору права. Поэтому с помощью формально-юридического метода исследования, методов системного и сравнительного анализа в работе предпринята попытка выявить функциональное предназначение возможных к применению мер ответственности по договору в рамках реализации предусмотренных законом способов защиты. Исследование позволило понять замысел законодателя не призывать стороны договора к его прекращению с обязательным применением мер ответственности. Мера ответственности по договору характеризуется как дополнительный, превентивный, восстановительный (или пресекательный) способ защиты, что позволяет отличать его от иных предусмотренных законом способов, не квалифицируемых как ответственность. Сделан вывод, что применение меры ответственности за нарушение договора является добровольной или в большей мере вынужденной реакцией его стороны на ненадлежащее поведение своего контрагента. Выбор в пользу применения к последнему меры ответственности как способа защиты своего нарушенного по договору права не является самоцелью и обусловлен в первую очередь желанием сторон сохранить и продолжить договорные отношения.
17-25
Предупреждение об уголовной ответственности: эффективная мера уголовно-процессуальной профилактики или пережиток прошлого?
Аннотация
Предупреждения об уголовной ответственности свидетелей и потерпевших за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, экспертов – за дачу заведомо ложного заключения, иных участников уголовного судопроизводства – за некоторые другие преступления против правосудия, будучи предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подвергаются критическому анализу. О таких предупреждениях говорится как о признаваемых практическими работниками само собой разумеющихся процессуально-профилактических мерах, подлежащих применению в целях предотвращения отказа или уклонения адресатов от надлежащего исполнения распространяемых на них запретов и обязанностей. Вместе с тем подобные меры оцениваются как несколько странные, плохо согласующиеся с известным принципом презумпции знания уголовного закона, в том числе в условиях ее принципиальной опровержимости. В связи с этим выявляются причины введения подобных требований в предмет уголовно-процессуального регулирования – они усматриваются в обстоятельствах возникновения раннесоветской системы уголовной юстиции, обусловленных отрицанием любых религиозных обрядов в деятельности государственных органов, в том числе используемых в судопроизводстве Российской империи свидетельских и экспертных присяг. Одновременно говорится о причинах сохранения и даже расширения подобных требований в постсоветский период – они предположительно связываются с оставлением без должного внимания данных вопросов авторами-разработчиками действующего уголовно-процессуального закона. В завершение приводятся аргументы, исключающие возможность полной реставрации дореволюционных гарантий надлежащего исполнения участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных обязанностей. Вместе с тем сама по себе практика использования тождественных присяг оценивается как имеющая весьма высокий профилактический потенциал, по крайней мере, гораздо больший по сравнению используемыми в настоящее время предупреждениями об уголовной ответственности. В связи с этим законодателю предлагается задуматься о возвращении в сферу уголовного судопроизводства подобных юридических гарантий, но в несколько иной, сугубо светской, т. е. исключающей религиозную направленность, форме. Одновременно говорится о разумности деформализации предупреждений об уголовной ответственности с их переводом в разряд дискреционных полномочий дознавателей, следователей, судей для использования по собственному усмотрению в тактических целях.
27-34
Сочетание императивного и диспозитивного начал в правовом регулировании договорных отношений на примере договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Аннотация
Рассмотрены теоретические и практические аспекты правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд посредством изучения взаимодействия диспозитивных и императивных норм, регулирующих общественные отношения, формализующиеся в рамках договора данного вида. Проанализированы правовая природа и особенности регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд и проблемы его заключения, исполнения и изменения. Исследование обусловлено отсутствием единого подхода в науке к определению правовой природы такого договора и необходимостью разрешения противоречий между императивными нормами Закона о контрактной системе и принципом свободы договора, закрепленным в Гражданском кодексе РФ. Показано, что договор поставки для государственных и муниципальных нужд является комплексным правовым институтом, сочетающим публично-правовые и частноправовые элементы, и регулируется нормами различной отраслевой принадлежности. В результате анализа нормативно-правовых актов и судебной практики выявлены основные проблемы: ограничение свободы договора, терминологические несоответствия между существенными и обязательными условиями, сложности с изменением условий контракта, несоразмерность мер ответственности, а также необоснованные отказы заказчиков от приемки товара. Предложено использовать механизм волезамещающего судебного акта для разрешения споров о приемке товара, а также на уровне законодательства провести разграничения между существенными и обязательными условиями контракта. Сделан вывод, что ограничение свободы договора в сфере государственных и муниципальных закупок обусловлено приоритетом защиты публичных интересов, однако требуется баланс между императивными нормами и гибкостью правового регулирования для повышения эффективности контрактной системы.
35-41


