О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется принцип разделения властей как неотъемлемый атрибут современного демократического правового государства, причем независимо от формы правления. Подчеркивается, что данный принцип имеет свои особенности в каждом государстве, в зависимости от его исторических, религиозных, этнических и иных особенностей. Обращается внимание на то, что принцип разделения властей, в классическом понимании, предполагающий разделение власти государственной на законодательную, исполнительную и судебную, во многом модифицировался. Появились нетипичные государственные органы, не вписывающиеся ни в одну из ветвей традиционной триады государственной власти, например, Центральная избирательная комиссия РФ, Банк России, Уполномоченный по правам человека в РФ, Администрация Президента, прокуратура, Следственный комитет РФ и другие. В конституционно-правовой науке наметился подход, согласно которому принцип разделения властей вполне применим и на уровне местного самоуправления.

Подчеркивается, что принцип разделения властей не означает их обособление, а напротив, предполагает их активное взаимодействие. Подчеркивается недопустимость вмешательства властей в компетенцию друг друга. Обращается внимание на определенное несоответствие статей 10 и 11 Конституции РФ.

Автор поддерживает мнение исследователей, выступающих за необходимость устранения таких несоответствий. Рассматривается роль Президента Российской Федерации в системе разделения властей. В частности, говорится о том, что у Президента России весьма широкие полномочия по отношению ко всем традиционным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной. При этом наибольшее влияние глава государства имеет на исполнительную власть. Анализируется точка зрения отдельных исследователей и политиков об отнесении Российской Федерации к президентской республике.

Об авторах

Алексей Николаевич Станкин

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: ans77@list.ru

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Конституционное и административное право»

Россия

Список литературы

  1. Декларация прав человека и гражданина. Конституция Франции: принята Учредительным собранием 26.08.1789 // Великая французская революция. URL: larevolution.ru/declaration.html.
  2. Конституция Королевства Бахрейн: принята от 14.02.2002 // Конституции государств (стран) мира: интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: worldconstitutions.ru/?p=79.
  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  4. Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 5–8.
  5. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 43–54.
  6. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4. С. 15–26.
  7. Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 8–12.
  8. Россия может быть только президентской республикой – Медведев // РИА новости. URL: ria.ru/politics/20081116/155232533.html.
  9. В. Путин: Россия должна остаться президентской республикой // РБК. URL: rbc.ru/politics/20/06/2003/5703b57a9a7947783a5a4910.
  10. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. URL: rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html.
  11. Арановский К.В. Разделение властей как условие конституционной демократии // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 16–22.
  12. Дзидзоев Р.М. Партийная система и вопросы избирательной демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. С. 36–38.
  13. Лебедев В.А. Государственная власть и политические партии в современной России: конституционно-правовые проблемы их взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 26–30.
  14. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 2-I. Ст. 338.
  15. «Единая Россия» законодательно урегулирует плату за общедомовые нужды // Рязанское информационное агентство. URL: 7info.ru/ryazan/ryazan-society/edinaja_rossija_zakonodatelno_ureguliruet_platu_za_obschedomovye_nuzhdy/.
  16. Конституция Республики Индия от 26.11.1949 // Конституции государств (стран) мира: интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: worldconstitutions.ru/?p=28.
  17. Конституция Народной Республики Бангладеш от 04.11.1972 // Конституции государств (стран) мира: интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: worldconstitutions.ru/?p=25.
  18. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  19. Восемь чудес судебной системы // Московские новости. URL: mn.ru/oped/77180.
  20. Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2008. 204 с.
  21. 1 к 466: почему российские суды стали оправдывать еще реже // РБК. URL: rbc.ru/society/25/04/2018/5added539a79477ac3e23377.
  22. Боброва Н.А. Причины легализации избирательных правонарушений в судебных решениях // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 62–66.
  23. Боброва Н.А. Итоги муниципальной реформы – 2014 // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 1. С. 27–31.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах