Аннотация
Актуальность статьи предопределена приближающимися выборами Президента РФ в 2024 году в условиях продолжающихся санкций против России. Проанализированы, обобщены и сгруппированы имеющиеся в научной литературе критические и аналитические выводы относительно содержания конституционной реформы 2020 года и ее возможных последствий. Новизна состоит в систематизации многочисленных взглядов на значение конституционной реформы 2020 года и авторском прогнозе влияния этой реформы на характер президентских выборов 2024 года и дальнейшее конституционное развитие России. Цель статьи – анализ уникальных особенностей конституционной реформы 2020 года. Сделаны следующие выводы: 1) реформа уникальна по способам легитимации, содержанию, структуре, последствиям; 2) необходимость стабилизации власти и конституционного строя посредством предоставления действующему президенту РФ возможности баллотироваться на следующих президентских выборах – причина неожиданного объявления конституционной реформы; 3) главы 1 и 2 Конституции формально не затронуты реформой, но поправки в главы 3–8 фактически затрагивают содержание первых двух глав; 4) возникшие противоречия в тексте Конституции исключают ее новую полномасштабную реформу; 5) усилены полномочия Президента на фоне декоративного усиления парламента и Конституционного суда; 6) уникален трехэтапный способ легитимации поправок в Конституцию; 7) совпадение полномочий Государственного совета и Президента в части определения основных направлений политики государства – запасной вариант политического будущего действующего президента РФ. Несмотря на критику реформы, автор делает вывод, что характер конституции – суверенное дело российского народа, который легализовал реформу фактически в виде плебисцита по доверию В.В. Путину. Сделан вывод, что в скором времени будет принята новая российская конституция, причем не исключена возможность ее принятия одновременно с президентской избирательной кампанией.