№ 1 (2022)
- Год: 2022
- Дата публикации: 31.03.2022
- Статей: 5
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/14
-
Описание:
Опубликован 31.03.2022
Весь выпуск
О НЕКОТОРЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА (НА ПРИМЕРЕ УК РСФСР 1922 ГОДА)
Аннотация
Построение Особенной части уголовного закона – актуальная проблема для любого государства. Важным вопросом является установление детерминант, оказывающих влияние на структуру и содержание этого компонента. Ретроспективный анализ изменений законодательства позволяет выявить факторы, влияющие на Особенную часть уголовного закона, а также модели реагирования законодателя в контексте изменения этих факторов, что позволяет использовать имеющийся опыт для построения Особенной части современного отечественного уголовного кодекса. В работе рассматриваются два вида детерминант: социально-экономические и политические. В качестве примера анализируется Особенная часть УК РСФСР 1922 года. В период разработки и принятия этого закона происходят существенные трансформации в политической и социально-экономической жизни российского общества: изменены форма правления, тип экономики, социальные группы (отменены сословия). Исследуется влияние этих процессов на структуру и содержание Особенной части УК РСФСР 1922 года. Обращено внимание на последовательность изложения и содержание законодательного материала. Положения Особенной части УК РСФСР 1922 года сравниваются с ранее действовавшим уголовным законодательством и последующим. Сделан вывод о том, что Особенная часть уголовного закона социально и политически обусловлена той ситуацией, в которой она создается. Влияние социально-экономических и политических факторов на уголовный закон неизбежно. В отдельных случаях государство пытается поспешно регламентировать изменяющиеся общественные отношения уголовно-правовыми средствами, что не всегда является криминологически обоснованным и оправданным. Необходимо аккуратно и обоснованно подходить к изменению уголовного законодательства.
О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Международные санкции и разворачивающийся в мире экономический кризис обуславливают необходимость повышать эффективность функционирования российского государства. В качестве традиционного негативного фактора, влияющего на качество выполнения государством своих функций, выступает коррупция, приводящая к нецелевому использованию имеющихся в стране ресурсов. В большинстве исследований мер противодействия коррупции подобные механизмы и процедуры рассматриваются с точки зрения узкоотраслевых норм административного или уголовного права, в связи с чем методологически важным является рассмотрение указанных механизмов в качестве взаимодействующих и имеющих всеобщий конституционно-правовой характер. Основная идея работы заключается в анализе текста Конституции РФ с выделением положений, которые в своей совокупности закрепляют на конституционном уровне антикоррупционный механизм, существующий в государстве. Формулируются авторские понятия коррупции и антикоррупционной функции государства, делается вывод о реальности действия в настоящее время соответствующих органов и процедур в сфере противодействия коррупции. Установлено, что в Российской Федерации многие антикоррупционные меры имеют фактически конституционный характер. Проанализировано содержание и соотношение понятий коррупции, антикоррупционного механизма и антикоррупционной функции государства. Рассматриваются изменения, внесенные в разное время в акты конституционного характера, что позволяет проследить поступательное развитие антикоррупционной политики в Российской Федерации. Делается вывод, что одной из основных целей изменений, вносимых в Конституцию Российской Федерации, является выстраивание антикоррупционных механизмов конституционного характера. Исследование позволяет говорить о наличии у государства обособленной антикоррупционной функции, которая в настоящее время претерпевает процессы своей объективации и формализации.
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Меры пресечения в уголовном процессе представляют собой наиболее строгие меры принуждения, направленные на ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, что обуславливает повышенное внимание к вопросам их правового регулирования и обоснованности применения. Рассмотрены понятие и цели применения мер пресечения в уголовном процессе, проанализирована система мер пресечения, выявлены тенденции к ее изменению, сделаны выводы о необходимости реформирования системы мер пресечения в уголовном процессе. Проведен анализ положений главы 13 УПК РФ, а также современных научных подходов к пониманию системы и назначения мер пресечения в уголовном процессе. По итогам исследования с учетом результатов изучения правоприменительной практики авторы пришли к выводу о недостаточной эффективности системы мер пресечения. Это выражается в фактическом применении лишь двух мер пресечения: подписки о невыезде и заключении под стражу – и отказе от применения иных мер пресечения в силу их неэффективности или недостаточности технических возможностей для их применения. Анализ законодательства в части регулирования порядка применения мер пресечения позволил сформулировать несколько предложений по совершенствованию норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, направленных на повышение эффективности их применения: закрепить в УПК РФ определение мер пресечения; расширить перечень ограничений при применении мер пресечения, не связанных с ограничением свободы; исключить из числа мер пресечения личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, наблюдение командования воинской части, запрет определенных действий.
НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
Аннотация
Введенный в 2019 году в качестве эксперимента новый специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» неоднозначно оценивается учеными, одни из которых его критикуют, другие, напротив, признают необходимым. Чуть более чем двухлетний опыт действия данного налогового режима выявил как положительные результаты, так и ряд проблем. Цель исследования – проведение правового анализа налога на профессиональный доход как специального налогового режима, выявление недостатков и предложений путей их устранения. Рассмотрена специфика налогового режима «Налог на профессиональный доход», исследована его природа, выявлены достоинства и недостатки. Установлено, что стимулирование легализации и появления новых субъектов хозяйствования осуществляется посредством использования специальным налоговым режимом наравне с льготным налогообложением упрощенного порядка налогового администрирования. Особое внимание уделено проблеме определения понятия «самозанятый», которое легально не закреплено. Проведен анализ федерального закона № 422-ФЗ на предмет правовых коллизий с другими федеральными законами, предложены пути устранения этих коллизий. Рассмотрены законопроекты, предлагающие внести некоторые изменения в действующий федеральный закон № 422-ФЗ в части предоставления субъектам Российской Федерации права самостоятельно снижать налоговую ставку налога на профессиональный доход, а также установления минимальной суммы налога в случае отсутствия дохода. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что новый специальный налоговый режим, несмотря на некоторые недостатки и несовершенства действующего законодательства в части его регулирования, способен обеспечить баланс частных и публичных интересов с целью пополнения бюджета посредством перевода деятельности самозанятых в правовое поле.
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ Ч. 1 СТ. 144 УПК РФ НА СТАДИЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Аннотация
В 2013 году на основании федерального закона № 23-ФЗ в ч. 1 ст. 144 УПК РФ был внесен ряд изменений, а именно: разрешено производить целый ряд процессуальных, следственных и иных действий; разъяснять права участникам этих действий; считать полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения доказательствами. Эти изменения не только значительно повлияли на понимание самого начала возбуждения уголовного дела, но и породили существенные проблемы в собирании, проверке и оценке доказательств как структурных элементов процесса доказывания. Проведенное теоретическое исследование показало, что, закрепив право на проведение процессуальных, следственных и иных действий в стадии возбуждения уголовного дела, законодатель упустил два очень существенных аспекта. Первый – отсутствие возможности проведения некоторых действий в порядке, установленном УПК РФ, так как порядок проведения таких действий, например получения объяснений, изъятия документов и предметов, никак УПК РФ не регламентирован. А те действия, проведение которых регламентировано УПК РФ (назначение судебных экспертиз, освидетельствование и ряд других), могут осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела. Второй – расширенные возможности органов следствия в стадии возбуждения уголовного дела «размыли» границу между стадией предварительного расследования и стадией возбуждения уголовного дела, сместив начало предварительного расследования на начало проверки сообщения о преступлении, фактически превратив стадию возбуждения уголовного дела в «суррогат расследования», проводимого вне установленных для расследования принципов уголовного процесса.