№ 3 (2024)
- Год: 2024
- Дата публикации: 30.09.2024
- Статей: 5
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/44
Весь выпуск
Равноправие и справедливость как основание унификации права граждан на страховую трудовую пенсию
Аннотация
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация по половому признаку права граждан Российской Федерации на страховую трудовую пенсию вызывает у гражданского общества вопросы в связи с несоответствием норм, устанавливающих разный возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин, гарантированному Конституцией РФ принципу равноправия и обеспечению социальной справедливости в обществе. Одна из причин заключается в том, что значительная часть мужчин не доживают до установленного законом 65-летнего пенсионного возраста. Анализируя действующие нормы права и сопоставляя их со статистическими данными и результатами правоприменения, свидетельствующими о явно несправедливом нормировании данных отношений, авторы предлагают собственное видение решения существующих проблем. Обосновывается вывод о необходимости унификации права граждан на страховую пенсию посредством установления общего для мужчин и женщин 60-летнего возраста выхода на пенсию на период решения в государстве основных демографических проблем и создания условий для повышения продолжительности жизни. Одновременно, подчеркивая особую роль женщин, авторы предлагают в целях создания благоприятного режима формирования страхового стажа женщин и обеспечения формального равенства с мужчинами законодательно включать в страховой стаж женщины время, связанное с рождением и воспитанием детей, независимо от наличия у нее предшествующих трудовых отношений и страхового стажа.
Правосубъектность должностных лиц органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве
Аннотация
В современной уголовно-процессуальной науке не вызывает сомнений тот факт, что прокурор и подчиненные ему сотрудники прокуратуры являются участниками уголовного судопроизводства. Отдельные дискуссии возникают лишь при обсуждении вопроса об отнесении прокурора к стороне обвинения. Вместе с тем роль и функции должностных лиц органов прокуратуры в производстве по уголовным делам не так очевидны и однозначны. Хотя ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ закрепляет за прокурором функции надзора и уголовного преследования, не всегда руководители органов прокуратуры и подчиненные им сотрудники преследуют данные цели и не всегда должностные лица органов прокуроры действуют в статусе прокурора или государственного обвинителя. Анализируя действующие нормы уголовно-процессуального законодательства и сопоставляя их с фактической правосубъектностью прокурорских сотрудников, вступающих в отношения с участниками уголовного судопроизводства, автор обосновывает вывод о необходимости разграничения двух принципиально различных правовых статусов должностных лиц органов прокуратуры: 1) должностной статус прокурора как руководителя органа прокуратуры, позволяющий ему осуществлять государственно-властные полномочия по надзору за органами предварительного расследования без принятия дополнительного процессуального статуса участника судопроизводства; 2) уголовно-процессуальный статус, приобретаемый должностным лицом органа прокуратуры, в т. ч. прокурором, на определенный период (этап, стадию) уголовного судопроизводства с целью осуществления одной из двух процессуальных функций – уголовного преследования (приобретает статус государственного обвинителя) либо правоохраны, защиты интересов человека, общества и государства (приобретает статус иного прокурора или представителя прокурора).
Развитие советских уголовно-правовых запретов в период Великой Отечественной войны
Аннотация
Статья посвящена исследованию уголовно-правового регулирования в период Великой Отечественной войны в историко-правовом контексте. Целью работы является формирование научно обоснованного знания об особенностях развития системы уголовно-правовых запретов в советском праве в период Великой Отечественной войны. На основе конструктивистской парадигмы авторы исследуют процесс трансформации уголовно-правовых запретов в военное время, выделив в этом процессе роль не только законодательных, но также исполнительных и судебных органов. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что трансформация уголовно-правового регулирования в равной мере коснулась общей и особенной частей данной отрасли права. Однако изменения были вызваны не только потребностями военного положения, но и трансформацией уголовного права накануне войны, связанной с провозглашенным Конституцией СССР 1936 г. переходом к регулированию этой отрасли права не на республиканском, а на общесоюзном уровне. В правовой доктрине и общей части уголовного права изменения касались прежде всего криминализации гражданских и трудовых отношений, расширения пределов уголовно-правового регулирования, в частности появления новых объектов уголовно-правовой охраны, и уточнения перечня специальных субъектов уголовного права, для которых устанавливались повышенные меры уголовной ответственности. Применительно к особенной части уголовного права изменения носили более конкретизированный характер, обусловленный необходимостью мобилизации всех материальных и людских ресурсов для разгрома врага и обеспечения правопорядка и общественной безопасности.
Злоупотребление правом, неравноценность встречного исполнения, искусственная задолженность в контексте оспаривания сделок должника в рамках процедуры банкротства
Аннотация
Неоднозначность толкования норм, применяемых при оспаривании сделок в рамках возбужденного дела о банкротстве, и отсутствие в них четких критериев оснований оспаривания сделок должника обусловливает целесообразность глубокого комплексного теоретического исследования таких категорий, как злоупотребление правом, неравноценность встречного исполнения, искусственная задолженность. Проведенный анализ судебной практики позволил сделать вывод о том, что недействительные сделки должника, совершенные при злоупотреблении правом, с целью создать искусственную задолженность или с неравноценным встречным исполнением, выявляются по признакам, пусть и основанным на личном убеждении судьи, но все же позволяющим установить их с высокой степенью достоверности. К таким признакам, в частности, относятся: экономическая нецелесообразность сделки, когда должник, к примеру, при наличии финансовых затруднений, продал основные средства производства, чем лишил себя основного вида деятельности и получения прибыли; перечисление должником денежных средств транзитом через дружественные организации, вернувшихся должнику уже в виде займа от подконтрольной организации; получение займа наличными денежными средствами от физических лиц, не имеющих финансовой возможности представления займа; отсутствие возможности у поставщика поставить товар, за который сформировалась задолженность у должника; отсутствие в бухгалтерской отчетности должника и его контрагента сведений о сделке и др. Авторы считают, что отсутствие оснований ответственности за намеренные действия по созданию искусственной задолженности и злоупотребление правом, отсутствие четких критериев равнозначности встречного исполнения приводят к тому, что недобросовестные участники экономического оборота получают необоснованную выгоду. В связи с этим предлагается более четко обозначить в законе специальные основания оспаривания сделок должника по намеренному созданию искусственной кредиторской задолженности, выводу активов должника, а также установить основания ответственности и последствия для недобросовестных лиц.