№ 3 (2020)
- Год: 2020
- Дата публикации: 30.09.2020
- Статей: 9
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/8
-
Описание:
Опубликован 30.09.2020
Весь выпуск
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРАКТИКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с использованием так называемых нетрадиционных методов в рамках деятельности по расследованию преступлений. Актуальность исследования обусловлена теми возможностями, которые открывает применение гипнорепродукционного опроса и некоторых других нетрадиционных методов в практике правоохранительных органов. В частности, анализируются вопросы, связанные с определением понятия «нетрадиционные методы расследования преступлений» и его соотношением с рядом других терминов: «нетрадиционные формы использования специальных знаний», «псевдонаучные методы раскрытия преступлений» и др. Определенное внимание уделяется такому термину, как «паракриминалистика», который представляется довольно неоднозначным и неоднородным по содержанию. Обращается внимание на признаки, свойственные нетрадиционным методам расследования преступления: единичность случаев применения, применение для разрешения редких, нестандартных следственных ситуаций, уникальность и тому подобные характеристики. Помимо этого рассматривается вопрос о перечне данных методов и вариантах их классификации. Так, анализируется возможность деления нетрадиционных методов расследования преступлений в зависимости от степени их признанности учеными-криминалистами и сотрудниками правоохранительных органов. В заключение предлагается возможный вариант обобщенного определения понятия «нетрадиционные методы расследования преступлений» и выделяются некоторые методы, которые так или иначе можно в настоящее время отнести к числу нетрадиционных (составление психологического портрета преступника или жертвы, одорологическая экспертиза, производимая путем выборки, использование полиграфа, экстрасенсорных способностей отдельных лиц и метод гипнорепродукции). Отмечается нецелесообразность характеристики перечня указанных методов как исчерпывающего.
ПРОБЛЕМЫ ПРИ КВАЛИФИКАЦИИ ЯТРОГЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В уголовном праве сформировалось понятие «ятрогенные преступления», характеризующее целую группу преступлений против жизни и здоровья человека, которые совершаются в случае нарушения медицинскими работниками правил оказания медицинской помощи в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей. В работе авторы последовательно анализируют проблемы квалификации ятрогенных преступлений в ходе предварительного расследования, используя исследование дефиниций понятия «ятрогения», проведенное с целью определения смыслового значения и сущности данного термина для более четкого понимания его употребления при квалификации преступлений в сфере обеспечения охраны жизни и здоровья граждан. Отмечена необходимость внесения в УК РФ специальных норм, регламентирующих преступления, совершенные медицинскими работниками, нарушившими медицинские правила либо стандарты при исполнении своих профессиональных обязанностей, что повлекло за собой наступление смерти либо тяжкого вреда здоровью пациента. Сформулированы и обоснованы предложения о внесении следующих изменений в УК РФ: выделить специальный субъект преступления (медицинский работник) и исключить из группы «ятрогенные преступления» ст. 293 УК РФ; привлекать к уголовной ответственности лиц, предоставляющих медицинскую помощь как в рамках договоров, так и при их отсутствии; уголовная ответственность медицинского работника должна наступать только при наличии вины в форме неосторожности по отношению к деянию и последствиям, а также при наступлении смерти либо тяжкого вреда здоровью.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С НАЗНАЧЕНИЕМ СУДЕБНОГО ШТРАФА
Аннотация
В 2016 году в УК РФ введена новая мера уголовно-правового характера в виде освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Данная мера является сложной и многосторонней, и уже сейчас стали очевидны некоторые пробелы в ее регламентации: не определены понятие и признаки освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, не прописан порядок назначения штрафа за несколько преступлений в совокупности, не рассмотрена возможность применения отсрочки и рассрочки при назначении судебного штрафа и прочие. Цель исследования - анализ перечисленных пробелов правовой регламентации института освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Авторами проанализирована правильность использования термина «судебный штраф», определено место данного штрафа среди других категорий с подобным названием; рассмотрен порядок определения минимального размера судебного штрафа и его размера при назначении за несколько преступлений по совокупности; разработаны положения отсрочки и рассрочки уплаты судебного штрафа и раскрыты условия, при которых возможно освободить лицо от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, в случае если потерпевший возражает против возмещения ему ущерба. Предложенные авторами положения обуславливают новизну данного исследования, поскольку ранее данный институт не являлся предметом комплексного исследования с точки зрения проблем его правоприменения.
О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАТЕГОРИЙ «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ
Аннотация
Законодатель в ч. 1 ст. 2 УК РФ обозначил перечень нуждающихся в охране благ посредством имеющихся уголовно-правовых средств. Одним из таких уголовно охраняемых благ является безопасность, понимаемая как состояние отсутствия внешних и внутренних угроз интересам личности, общества и государства. Безопасность подразделяется на такие разновидности, как государственная, общественная и личная безопасность. Соответственно, общим объектом уголовно-правовой охраны не может выступать общественная безопасность, поскольку она представляет собой лишь безопасность общества. Необходимо выделить понятие, которое синтезировало бы безопасность государства, общества и личности и позволило отказаться от неоправданно широкого толкования общественной безопасности в УК РФ. В качестве такого объединяющего понятия авторами предлагается категория «национальная безопасность». В работе анализируется природа, определение и содержание понятия «национальная безопасность». Отмечается, что национальная безопасность, являясь социальным благом, может быть обеспечена комплексным использованием всех имеющихся у государства ресурсов и инструментов, в том числе и системой средств и мер уголовно-правового воздействия. Анализируется соотношение понятий «национальная безопасность» и «военная безопасность», поскольку долгое время они отождествлялись. Полагаем, их следует рассматривать как целое и часть: военную безопасность следует понимать как разновидность национальной безопасности, один из составляющих ее элементов. В итоге предлагается закрепить категории «национальная безопасность» и «военная безопасность» в действующем уголовном законе, в частности национальную безопасность - в качестве общего объекта уголовно-правовой охраны и общего объекта преступлений, а военную безопасность - в качестве ее элемента и родового объекта преступлений.
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-КОНФЕРЕНЦИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме идентификации лиц, участвующих в судебном заседании посредством веб-конференции, в частности возможности установления личности путем использования ее биометрических данных. Актуальность исследования определяется имеющимся социальным запросом на модернизацию способов проведения судебного заседания и участия в нем, призванную обеспечить их ориентацию на удовлетворение законных интересов и потребностей граждан, а также недостаточной проработанностью возможностей реализации нового способа участия в судебном заседании в законодательстве. Автор анализирует плюсы и минусы предложенного правоприменителем нового способа участия в судебных заседаниях, выражает свое мнение по данному вопросу. В частности, затрагивается проблема идентификации лиц, участвующих в судебном заседании посредством веб-конференции, имеющей на данный момент больше минусов, чем плюсов. Предложен способ решения данной проблемы - использование биометрических данных, что предполагает не только тщательный анализ возможностей его применения со стороны законодателя, но и апробацию в практической сфере с участием специалистов из области информационных технологий. Предлагается использовать биометрические данные граждан для участия в судебном заседании онлайн. При этом процедуры сбора и использования таких данных должны носить строго регламентированный характер, а их хранение должно отвечать всем требованиям безопасности в целях исключения их несанкционированного использования. Автор признает эффективность предложенной правоприменителем меры снижения скорости распространения коронавирусной инфекции и считает возможным применение этой меры в условиях обычной жизни.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Аннотация
В 2016 году ответственность за коррупционные преступления претерпела существенные изменения. Это выразилось в ужесточении наказания за отдельные виды коррупционных преступлений и включении в уголовное законодательство новых составов коррупционных посягательств. Несмотря на устоявшуюся за четыре года судебную практику и наличие Постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащего толкование коррупционных преступлений, по-прежнему существует ряд спорных вопросов, требующих обсуждения и разрешения с учетом современных реалий. Настоящее исследование посвящено определению базовых положений, связанных с формированием понятия коррупционных преступлений и их основных признаков, анализу спорных теоретических и практических вопросов квалификации коммерческого подкупа, взяточничества, злоупотреблений служебными полномочиями, а также соприкасаемому с взяточничеством служебному подлогу с учетом последних изменений, внесенных в уголовное законодательство. Проведен общий анализ коррупционных посягательств, а также уделено внимание отдельным составам преступлений, в частности мелкому коммерческому подкупу и мелкому взяточничеству, включенным в Уголовный кодекс РФ на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ. Акцент сделан на характеристике специального рецидива, включенного в конструкцию квалифицированных видов мелкого коммерческого подкупа и взяточничества. По результатам исследования вносятся предложения по изменению диспозиции ст. 201 УК РФ о злоупотреблении полномочиями, корректировке содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» в части толкования специального рецидива и служебного подлога.
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ДОВЕРИЯ К СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА НА ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ
Аннотация
Вопросы теории и практики, затрагивающие правовую природу, сущность и значение концепции доступности правосудия, - одни из самых актуальных в современной правовой науке. Статья посвящена изучению влияния субъективных факторов, проистекающих от лиц, заинтересованных в механизмах правосудия (доверие к судебной системе и носительство идей правового нигилизма), на реализацию их права на судебную защиту, а также действия концепции доступности правосудия в целом. Рассматриваются причины появления названных факторов, степень и формы их влияния, а также возможные пути устранения неблагоприятных последствий такого влияния. В целях повышения качества и проработанности темы исследования также затронуты вопросы теории, раскрывающие содержание концепции доступности правосудия и место этой идеи в правовой науке и практике. По результатам исследования делается вывод о необходимости принятия во внимание субъективных факторов при определении вектора развития процессуального законодательства и судебной системы в целом по причине их существенного влияния на доступность правосудия для граждан и организаций, поскольку такие факторы обуславливают наличие «ментальных», субъективных преград для использования механизмов судебной защиты. Помимо прочего, предлагается закрепить в процессуальном законодательстве концепцию доступности правосудия в качестве самостоятельного и независимого правового принципа, а также учитывать ее при разработке федеральных программ и дорожных карт по развитию институциональных и процессуальных составляющих правосудия. Предлагается разработать ряд мер образовательного и просветительного характера для устранения проявлений правового нигилизма в российском обществе.
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Рассмотрен вопрос эффективности применения мер воспитательного воздействия как альтернативы уголовному наказанию, проведен анализ понятия «принудительные меры воспитательного воздействия» и сделан вывод о неоднозначности его толкования. Анализ законодательства в части регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействия позволил сформулировать несколько предложений по совершенствованию норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленных на повышение эффективности их применения. По итогам исследования с учетом результатов изучения правоприменительной практики авторы пришли к выводам о том, что применение принудительных мер воспитательного воздействия не влечет освобождения от уголовной ответственности. Несовершеннолетний претерпевает негативные последствия совершенного им преступления в облегченной, более гуманной по сравнению с наказанием, форме. Применение принудительных мер воспитательного воздействия есть форма реализации уголовной ответственности. Применение отдельных мер воспитательного воздействия (например, предупреждение) не является эффективным, поскольку отсутствуют возможности для обеспечения их исполнения. Перечень мер воспитательного воздействия требует расширения путем включения в него таких мер, как бесплатные общественные работы и обязанность пройти курс социально-педагогической реабилитации. Для эффективного применения принудительных мер воспитательного воздействия необходимо закрепление порядка исполнения данных мер в уголовно-исполнительном законодательстве и создание специализированного государственного органа, на который будет возложена обязанность надзора за несовершеннолетними и должного исполнения ими мер воспитательного воздействия.
ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВА И СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
Споры по поводу определения правовой природы гражданско-правовой ответственности, ее места в системе права и в системе юридической ответственности ведутся в отечественном праве давно, но от этого не становятся менее острыми. На сегодняшний день превалирующей позицией относительно места гражданско-правовой ответственности в системе права является отнесение указанного института к частноправовым. В работе исследуется соотношение норм института гражданско-правовой ответственности с нормами уголовного права, направленными на охрану гражданско-правовых отношений, показано их взаимодействие с классической гражданско-правовой ответственностью. Раскрыты координационные, субординационные и генетические связи института гражданско-правовой ответственности с иными элементами системы права. В основе определения генетических связей лежит процесс формирования и обособления отраслей права. Исследуется пространственная упорядоченность, характерная для координационных связей, отмечается наличие связей субординации. В рамках исследования доказано, что институт гражданско-правовой ответственности нельзя однозначно отнести к институтам частного права. Анализ судебной практики также показал невозможность отнесения института гражданско-правовой ответственности к частноправовым институтам. В результате исследования были сделаны выводы о том, что институт гражданско-правовой ответственности имеет сложные координационные связи с иными отраслями права, выражающиеся в использовании общих терминов, понятий, категорий. Связи субординации проявляются в наличии иерархии как между мерами гражданско-правовой ответственности внутри одного нормативного правового акта, так и между мерами ответственности, закрепленными в нормах других институтов ответственности. Генетические связи раскрывают общее происхождение структурных образований, входящих в институт гражданско-правовой ответственности.