№ 3 (2017)
- Год: 2017
- Дата публикации: 29.09.2017
- Статей: 16
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/21
-
Описание:
Опубликован 29.09.2017
Весь выпуск
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КАЧЕСТВА
Аннотация
В статье дается понятийно-сущностный анализ такой социальной реалии и научной категории, как «государственная жизнь общества». Будучи включенным в правовую жизнь, государство становится в той или иной степени правовым, легитимным, легальным, демократическим, то есть юридически оформленным, реальным. Вне правовой жизни оно превращается в оторванную от жизни общества формальность. Государственная жизнь не может быть сведена лишь к государству и его структурам. Это – комплексная категория, отражающая качественное состояние государственно-организованного общества, обладающее национально-духовной природой и спецификой, национально-культурной ориентированностью; явление конкретно-историческое. Государственная жизнь может быть представлена как своеобразная функциональная часть, обеспечительный механизм социально-правовой жизни. В свою очередь, правовая жизнь призвана определенным образом оформлять государственную жизнь.
В качестве фактора, оказывающего наиболее действенное влияние на государственную жизнь современной России, рассматривается административная реформа. От того, насколько эффективно организована публичная администрация, сколь законопослушно и отлажено работают её институты, зависит качество государственной жизни. Иными словами, право как инструмент регулирования должно целенаправленно и последовательно приводить в соответствие со своими потребностями все стороны деятельности государственного аппарата, в особенности жизненно важную и наиболее активную его часть – исполнительную власть. Все элементы, этапы и всё принципиальное содержание проводимой в России административной реформы должны привести к укреплению правового государства либо к ещё большему установлению признаков правового государства в законодательстве, которое может появиться в результате спланированной административной реформы.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Аннотация
В данной статье выявлены и проанализированы необходимые условия договора возмездного оказания медицинских услуг, являющегося на данный момент основным официальным документом, призванным оговорить права и обязанности, регулировать гражданско-правовые отношения между медицинским учреждением (врачом) и пациентом, а также выступающим инструментом охраны прав сторон при получении и предоставлении медицинской помощи на платной основе. Анализ проведён на основе сравнения положений законодательств Республики Армения и Российской Федерации, на основе чего были выявлены некоторые пробелы, предложены дополнения и методом экстраполяции перенесены на рынок медицинских услуг Республики Армения. Содержание договора представляет собой совокупность условий, на которых достигнуто соглашение сторон. Договор в свою очередь считается заключённым только в случае достижения согласия по всем его существенным условиям. В случае договора возмездного оказания медицинских услуг выступают следующие: предмет договора, условия получения медицинских услуг, качество услуг, срок оказания услуг, порядок расчётов, права и обязанности, а также ответственность сторон. В случае несогласования хотя бы одного из последних, договор считается незаключённым и не порождает прав и обязанностей для сторон. В нынешних условиях непрерывного развития рыночных отношений и динамического прогресса в сфере медицинских услуг, закрепление данных условий по предоставлению медицинских услуг является приоритетной задачей на пути обеспечения защиты прав как заказчика, так и исполнителя услуг, а, следовательно, и прогрессивным шагом на пути становления эффективной системы здравоохранения Ресублики Армения и рынка медицинских услуг, в частности.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
Аннотация
В данной статье подчеркивается важность правового регулирования процесса ценообразования на рынке медицинских услуг. Учитывая тот факт, что цена и порядок расчётов являются существенными условиями для договора возмездного оказания медицинских услуг, ввиду своего удельного веса в процессе принятия решения о заключении договора, дальнейшее развитие механизмов регулирования является весомым шагом на пути повышения доступности услуг для населения и эффективности системы здравоохранения в целом.
ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Правоинтерпретационная деятельность выступает самостоятельным видом юридической деятельности. Полноценное развитие правоинтерпретационной деятельности невозможно без исследования ее эффективности, которая выступает категорией, имеющей стратегическое значение для реализации процесса официального толкования норм права. В свою очередь, решению проблемы повышения эффективности способствует правоинтерпретационная политика, которая позволяет определить конкретные критерии, совокупность которых свидетельствует об уровне эффективности правоинтерпретационной деятельности в отдельно взятый промежуток времени.
В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы эффективности правоинтерпретационной деятельности. Предлагается система критериев, среди которых: уровень профессиональной подготовки субъектов правоинтерпретационной деятельности; уровень противоречивой интерпретационной практики; количество допускаемых правоинтерпретационных ошибок; уровень восприятия интерпретационных актов; уровень актуальности интерпретационных актов. Обращается внимание на ориентацию стратегии правоинтерпретационной политики на повышение эффективности правоинтерпретационной деятельности и поддержание ее высокого авторитета, что требует определения и анализа соответствующих критериев, без которых перспективная реализация официального толкования норм права ставится под сомнение.
МАГИСТЕРСКИЙ КУРС «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: АКТУАЛЬНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
В статье обосновывается целесообразность изучения в рамках магистерских программ по направлению подготовки «Юриспруденция» государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется исследованию структуры и содержания учебного курса «Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации» (уровень магистратуры).
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности административной ответственности индивидуальных предпринимателей, выявлены проблемы в правовом регулировании и сделан вывод о необходимости включения в действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях отдельной статьи, определяющей особенности административной ответственности индивидуальных предпринимателей.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ: АСПЕКТ АДРЕСАТА
Аннотация
Рассмотрены аргументационные свойства общественного документирования. Оно определено как деятельность по сбору и фиксации сведений о фактах, составляющих событие общественного значения, а также о сопутствующих ему обстоятельствах. Существенными признаками такого документирования являются субъект – независимая общественная организация, а также использование специальных знаний. В ее состав входят лица с высоким моральным авторитетом. Специальные знания применяют в ходе документирования для обработки и систематизации источников информации. Благодаря таким качествам, результат документирования может использоваться для обоснования решений в сфере государственного управления, а также в судопроизводстве. В статье реализован подход с позиций науки коммуникативной прагматики. Показано, что материалы такого документирования следует ориентировать на восприятие государственными и судебными органами, общественностью. Адресаты документирования распределены на: 1) государственные и судебные органы; 2) широкий круг общественности. Показано, что адресаты первого типа могут научными методами проверять объективность и достоверность представленных материалов. Адресаты второго типа воспринимают результаты документирования по их эмоциональным характеристикам. Поэтому субъект документирования должен ориентировать результат своей деятельности на логический способ восприятия, но не исключать и эмоциональные критерии, какие присутствуют у общественного адресата. Аспект адресата связан с категорией оценки в материалах документирования. Оцениванию подвергаются как сами материалы, так и адресат предоставляемых ему результатов. Их аргументированность сводится к обоснованию достоверности и объективности полученных результатов. Прагматический подход обеспечивает доступность специальных знаний, применяемых в ходе документирования. Предложена форма юридического документа для универсализации восприятия материалов различными адресатами. Профессиональную помощь в оформлении материалов документирования могут оказать судебные эксперты.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОРОДА И СЕЛЬСКОЙ ОКРУГИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПРАВЕ
Аннотация
Городское право в русских землях XIII–XV вв. обладало уникальными особенностями, которые практически не изучены в историко-юридической науке. В данной статье обозначены некоторые особенности взаимоотношений городских общин и сельской округи в контексте своеобразия русского национального городского права, его отличий от европейских аналогов. Сельская округа являлась объектом эксплуатации для древнерусских городов, с которой сначала собиралась «дань», позднее – целая система сборов, и в этом смысле характер отношений городских и сельских общин соответствовал феодальной эксплуатации, но следует заметить, что это значение городской общины как коллективного феодала до сих пор в достаточной степени не изучено. Особое внимание уделяется сосуществованию целой системы общин, находившихся в различных отношениях зависимости от главной городской общины, а члены которых обладали разным правовым статусом. В целом делается вывод, что распространение власти древнерусской городской общины на прилегающую сельскую местность можно рассматривать в качестве отличительной особенности русского городского права, которая не находит аналога в европейских системах городского права.
АНТИЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
В статье обращается внимание на явление судебной практики, непредсказуемо противоречащее законодательству. Приводится судебное решение по конкретному юридическому делу, показывающее применение норм права в полной противоположности с ясными, не допускающими различное толкование либо усмотрение правоприменителя предписаниями закона. Одобрение такого правоприменения приобретает непреодолимую законную силу после вынесения судьей Верховного Суда РФ постановления об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (надзорной жалобы – в арбитражном судопроизводстве) без рассмотрения по существу всех доводов кассационной жалобы и без указания мотивов их отклонения. Приводятся доказательства типичности таких нарушений процессуального закона (п. 5 ст. 401.10 УПК РФ, п. 5 ст. 383 ГПК РФ, п. 5 ч. 2 ст.324 КАС РФ, п. 5 ст. 308.6 АПК РФ).
Конституционный Суд РФ регулярно выносит определения о соответствии Конституции РФ п. 5 ст. 401.10 УПК РФ и п. 5 ст. 383 ГПК РФ, отождествляя обязанность и ответственность, что соответствует понятию позитивной юридической ответственности. Непрекращающийся поток жалоб на неконституционность этих положений закона говорит о том, что проблема только усугубляется. В статье обосновывается, что решение названной проблемы законности возможно только путем конкретизации «старых» понятий юридической ответственности, но не новыми дефинициями юридической ответственности, в пределах которых сущее беззаконие превращается в разумное по какому-нибудь пригодному для этого правопониманию. Предлагаются варианты решения проблемы, исходя из понимания юридической ответственности как реализации санкции и необходимости вывода об отсутствии юридической ответственности (безответственности) при выявлении отсутствия санкций и/или механизма их реализации за неисполнение обязанностей или несоблюдение запретов.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
В статье осуществляется изучение исторических аспектов преобразований форм государственности в России и зарубежных странах. За основу исследования изменений элементов формы государства в зарубежных странах берется трансформация, происходившая в Древнем Риме, Англии в период перехода из средневековья к Новому времени, Соединенных Штатах Америки при осуществлении борьбы за независимость, а также Франции в революционный и послереволюционный период. Автор показывает, что преобразования происходили в связи с необходимостью реагирования на изменение социально-экономических и политических условий функционирования общества. Делается вывод о том, что в основном осуществлялась трансформация формы правления: она могла изменяться с монархической на республиканскую и наоборот, а также приобретать смешанные черты. Зачастую при этом менялся и политический режим, однако это могло происходить и в рамках существования одной формы правления. Автор полагает, что апробация некоторых моделей государственного устройства в дальнейшем становилась образцом для создания подобных отношений в других государствах. В статье доказывается уникальность развития формы российской государственности, при выборе элементов которой в процессе эволюции были задействованы практически все их варианты. Автором раскрывается, что в различные периоды в нашем государстве основополагающим становилось монархическое или республиканское правление, взаимоотношения с регионами строились на началах классического и децентрализованного унитаризма или федерализма, а методы осуществления власти изменялись от демократических и авторитарных, до тоталитарных.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ И НЕОДНОКРАТНОСТЬ КАК ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Одной из основных тенденций современной российской уголовной политики является расширение института административной преюдиции. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние шесть лет в Особенную часть Уголовного кодекса РФ были включены качественно новые составы преступлений, установившие ответственность за общественно опасные деяния при наличии административной преюдиции, либо видоизменены отдельные виды преступлений, которые уже нашли отражение в российском уголовном законодательстве. В связи с этом мы можем наблюдать увеличение числа научных публикаций, в которых исследуются различные аспекты института административной преюдиции, в том числе анализируются вопросы, связанные с целесообразностью внедрения данного института в уголовное законодательство. Отдельные авторы рассматривают административную преюдицию как признак возрождения института неоднократности, существовавшего в отечественном уголовном праве до 2003 года. Другие ученые значительное внимание уделяют толкованию конкретных уголовно-правовых норм, содержащих признаки административной преюдиции, поскольку формулируются данные признаки законодателем в ряде составов преступлений по-разному.
Настоящая статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями уголовной ответственности за преступления против личности с признаками административной преюдиции и неоднократности. Основной акцент сделан на анализ содержательных элементов четырех уголовно-правовых норм раздела VII УК РФ. Именно институт преступлений против личности сохранил один состав преступлений (ст. 154 УК РФ), в котором признак неоднократности был сформулирован еще до 2003 года. Здесь же одним из первых (в 2011 году) появился состав преступлений «новой формации», в котором нашли отражение признаки административной преюдиции (ст. 151.1 УК РФ).
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ МАТЕРИАЛОВ ДОСЛЕДСТВЕННЫХ ПРОВЕРОК НА ПРИМЕРЕ МОШЕННИЧЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ И ИНТЕРНЕТА
Аннотация
В статье на примере мошенничеств с использованием средств сотовой связи рассматриваются актуальные проблемы и ошибки правоприменительной практики при направлении по территориальности материалов проверки, а также пробелы в вопросах правового регулирования принятия данного процессуального решения. Автор дает характеристику исследованиям по данной проблеме, проводит анализ законодательства, регулирующего вопросы определения места совершения преступления, окончания преступления, наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, а также правоприменительной практики. Делается вывод о том, что сотрудники правоохранительных органов часто совершают ошибки при толковании понятий «место окончания преступления», «место снятия денежных средств» и «место регистрации номера телефона». Автор определяет место совершения преступления при осуществлении мошенничества посредством сотовой связи или банковских операций через Интернет, в том числе, когда преступников было несколько или совершались разные последовательные действия, а также при краже банковской карты или переводе денежных средств со счета потерпевшего на счет преступника. Основное внимание в статье уделяется изучению оснований для направления материалов проверки по территориальности. Автор делает вывод о том, что законодательством не регулируются вопросы передачи материалов доследственной проверки по территориальности и предлагает внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс.
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ С ЮРИДИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
Отношения между гражданами и организациями, возникающие из семейных, жилищных, трудовых, социальных, нередко заканчиваются конфликтом интересов, который возможно разрешить только специальным способом – с помощью подачи искового заявления в суд. Попадая в специфическую среду, некоторые граждане теряются в хитросплетениях и тонкостях процессуальных азов, что приводит к негативному результату – проигрышу дела. Помочь стороне реализовать в полной мере свои процессуальные права может только квалифицированный представитель, знающий законы, разбирающийся в процессуальных особенностях и ориентирующийся в правоприменительной практике.
Целью исследования стало изучение вопроса о необходимости участия представителя по каждому гражданскому делу, в целях повышения качества, эффективности и доступности судебной защиты в Российской Федерации. Исследование проводиться через призму одного из основополагающих принципов гражданского судопроизводства – принципа состязательности, реализация которого в целом зависит от сторон. Реализация данного принципа невозможна в полной мере, если у стороны нет представителя, который мог бы доступным языком донести до гражданина какие действия (подать ходатайство о проведении экспертизы, вызвать свидетеля, уточнить исковые требования и т. д.) необходимо совершить для своей защиты и обоснования позиции по делу.
В работе изучены мнения ученых, практических работников, а также простых граждан по вопросу о введения обязательного требования к кандидату в представители по гражданским делам – высшего юридического образования. Одни полагают, что только лицо, имеющее такое образование вправе быть представителем, другие напротив, считают, что оно не гарантирует квалифицированной защиты в суде. Проведен анализ судебной практики, обоснована необходимость участия представителя по гражданским делам. Сделан вывод об обязательном наличии у лица, выступающего в качестве представителя по гражданским делам, высшего юридического образования.
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Аннотация
В настоящее время проблема субъекта права остается актуальной и спорной темой теории права. Обращение к анализу российской дореволюционной правовой по данной проблеме позволяет по-новому ее осмыслить. Статья посвящена анализу позиций ведущих российских дореволюционных ученых по проблеме субъекта права.
ОСОБЕННОСТИПОНИМАНИЯ ПРАВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА А.Г. ГОЙХБАРГА
Аннотация
В статье выявляется место права при познании правовых явлений. Исследуются особенности марксистского правопонимания. Выявляется основное содержание социологического подхода к праву, в рамках марксистского правопонимания, одного из выдающихся советских ученых 20–30-х годов XX века А.Г. Гойхбарга. Краеугольным камнем марксисткой теории о будущем коммунистическом обществе выступала идея об отмирании в нем таких институтов классового общества как государство и право. С исчезновением деления общества на классы исчезнет и необходимость в государстве, которое также исчезнет. А поскольку каждому типу государства соответствует свое права, то с отмиранием государства, право как исторически преходящее явление, в котором общество заинтересовано лишь на определенном этапе развития, также отомрет. Следовательно, марксизм не оставлял для права места в будущем коммунистическом обществе.
Делается вывод, что А.Г. Гойхбаргом право понимается исключительно как совокупность определенных правил, установленных государством для достижения определенных целей, как свод определенных социальных функций, обязательных для исполнения гражданами Советского государства.
Всякая теория, в том числе теория права, по определению носит концептуальный характер. История учений о праве, современная теория права представлена многочисленными подходами к пониманию права в силу его многосложности, многоуровневого содержания и взаимоотношения с обществом, личностью.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Аннотация
Предметом исследования является институт дифференциации ответственности за совершение процессуальных правонарушений. В работе определяется место альтернативных санкций в механизме дифференциации ответственности, определяются их признаки. Особое внимание в статье уделяется исследованию проблем дифференциации, которые оказывают влияние и снижают эффективность ответственности за процессуальные правонарушения. В основу исследования положен диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с ним общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный, системный и другие. В результате проведенного исследования автором делаются выводы о месте альтернативных санкций в механизме дифференциации ответственности за совершение процессуальных правонарушений. Автором затрагиваются некоторые перспективы совершенствования исследуемого института. Статья подготовлена при поддержке РФФИ проект 17-03-00022 «Альтернативные санкции в механизме дифференциации и индивидуализации юридической ответственности».