№ 4 (2019)
- Год: 2019
- Дата публикации: 30.12.2019
- Статей: 10
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/5
-
Описание:
Опубликован 30.12.2019
Весь выпуск
РОЛЬ СРЕДСТВ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
В XXI веке неуклонно возрастает роль инструментов «мягкой силы» в обеспечении более эффективной национальной безопасности. США, Россия стремятся реализовать свои геополитические интересы с помощью информации, экономики, права, идеологии, культуры, образования, и это является более «мягким» элементом, чем военная сила. Достижения США, России и КНР в этом направлении бесспорны. Благодаря «мягкой силе» можно достичь поставленных целей с меньшими расходами и потерями живой силы.
Цель работы – определение основного содержания понятия «мягкой силы» в современной науке и выявление основных направлений ее использования для обеспечения государственной безопасности Азербайджанской Республики. В работе был использован метод анализа фактов и процесса политического развития южнокавказского региона и мирового правового порядка на основе современных представлений о роли «мягкой силы» в политических отношениях. Суть данного концептуального подхода заключается в комплексном учете баланса сил и противовесов в мировом порядке для обеспечения безопасности Азербайджана. Каждая страна стремится использовать совокупность государственных, социальных институтов (организаций), политических, правовых, экономических норм и информации, с целью воздействия на внутренние и внешние отношения, для укрепления своей национальной (внутриполитической, в том числе военной) безопасности. С первых лет независимости Азербайджан умело использовал нефтяной фактор, сформировав благоприятный инвестиционный климат для иностранных нефтяных компаний. Тем самым страна расширила возможности всесторонней интеграции государства в международное сообщество, сформировала атмосферу доверия и сотрудничества в регионе. Из года в год возможности применения «мягкой силы» возрастают, что подтверждает практика мирового развития. Это следует учитывать и Азербайджану в своей региональной политике, а также во взаимодействии с мировым сообществом.
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ (АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА) В РОССИИ КАК ФОРМЫ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ НАД СФЕРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
Статья посвящена административной юстиции как форме судебного контроля над сферой деятельности публичной власти и важной конституционной гарантии судебной защиты прав граждан от незаконных действий органов государственного и публичного управления. История этого правового института в России начинается со второй половины XIX в. и проходит несколько этапов своего развития: царский (имперский, дореволюционный), советский, современный (с 1993 г. до сентября 2015 г.) и новейший (с сентября 2015 г.). Проведен анализ нормативных правовых актов советского, современного и новейшего периодов, имеющих основное значение для развития административной юстиции в России, рассмотрены исторические особенности становления и развития этого правового института, которые оказали значительное влияние на его современное оформление и содержание. Проанализированы проблемы административной юстиции, связанные с отсутствием до настоящего времени в России законодательных актов, устанавливающих понятие, систему и структуру административного процесса. Для повышения эффективности административной юстиции и Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС) необходимо осуществить серьезную правовую регламентацию института административных процедур и порядка принятия административных правовых актов органами публичного управления, поскольку законодательство, устанавливающее судебный порядок оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти, неразрывно связано с порядком реализации последними своих полномочий, с принципами и стандартами осуществления публичного управления. Самым сложным в правоприменении КАС является вопрос разграничения дел, которые должны рассматриваться по правилам гражданско-процессуального, административного, конституционного судопроизводства.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО-ПРЕСТУПНИКА
Аннотация
Вопросы теоретико-правового обоснования понятия личности преступника-военнослужащего в условиях современного положения военнослужащих в системе общественно-правовых отношений исключительно актуальны. Анализ имеющихся подходов показал, что личность подобных преступников формируется на основе существенных социально-психологических, экономических и нравственных факторов. На основании проведенного исследования автор обосновывает идею о том, что преступник из числа военнослужащих срочной службы - это не вполне сложившаяся личность, с неустойчивой психикой, хорошо развитая физически, занимающая лидирующее положение в неформальной армейской структуре (или стремящаяся к этому), имеющая опыт агрессивного поведения и насилия. Преступник из командного состава - это сложившаяся личность, часто холерического темперамента, имеющая опыт агрессивного поведения и насилия, безразличная к судьбам подчиненных и к армии вообще, ставящая свои личные интересы превыше всего. На основе примеров из судебной практики Азербайджанской Республики показаны преобладающие виды преступлений, совершаемых как рядовыми, так и командным составом. Установлено, что у преступников имеется тесная связь с гражданской жизнью и многими сферами жизнедеятельности общества. Решение проблемы видится в комплексном анализе и прогнозировании социально-экономических, духовно-нравственных и психологических проблем общества и армии. Наиболее важно преодоление таких проблем, как коррупция и низкий профессиональный уровень подготовки военных кадров, поэтому среди вопросов, ждущих своего решения, следует выделить подготовку профессиональных кадров военных с учетом мирового опыта, в том числе опыта дружественных соседних стран.
НАКАЗАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Существующая система санкций, в том числе отдельные уголовно-правовые наказания, а также их подсистема в виде имущественных наказаний направлены на минимизацию таких негативных явлений в обществе, как ежегодный количественный и качественный рост уровня преступности. Однако проблема санкций в целом и имущественных санкций в уголовном праве в частности менее исследована в сравнении с проблемой юридической ответственности. Ведутся дискуссии относительно видов уголовно-правовых наказаний, соотношения понятий «санкция» и «наказание», существования в уголовном праве поощрительных санкций, определения особенностей наказаний имущественного характера; остаются спорными вопросы их классификации и соотношения со смежными правовыми категориями как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне. В статье проанализированы точки зрения российских ученых, которые обосновывают широкое толкование понятия «наказание» как общетеоретической категории, одинаково приемлемой для представителей самых разнообразных течений в науке. Подчеркивается, что, несмотря на то, что в уголовном кодексе содержится понятие «наказание», оно, по мнению авторов, не может удовлетворить потребности исследования наказания как системы. Обосновывается необходимость определения юридического наказания на институциональном уровне как сложного межотраслевого института (субинститута юридической ответственности). Исследуется и само соотношение между такими понятиями, как «санкция» и «наказание». Делается вывод, что их соотношение зависит от уровней, на которых происходит исследование, а именно: уровне системы санкций и системы наказаний; формальном уровне конкретной санкции и конкретного наказания; уровне определения санкции и наказания как правового последствия, которое претерпевает правонарушитель. Исследуются наказания имущественного характера в уголовном праве. Полученные данные позволяют определить особенности уголовно-правовых наказаний имущественного характера.
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Аннотация
На сегодняшний день проблема развития крестьянских (фермерских) хозяйств, которые призваны обеспечивать продовольствием страну в достаточном объеме, является наиболее острой. Сельхозпроизводители являются поставщиками сырья для агропромышленных комплексов и легкой промышленности, что весьма значимо для экономики страны. Крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с большим количеством трудностей, так как институт фермерства появился относительно недавно. В момент его появления не была корректно сформулирована нормативная база. В статье проводится комплексное исследование проблем, связанных, во-первых, со спецификой правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а во-вторых, с изменениями ГК РФ и действующего Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ с учетом практического применения. В статье проводится сравнение ранее действовавшего Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 № 348-1 с новым федеральным законом. Автор рассматривает вопросы правового обеспечения развития различных предпринимательских объединений крестьянских (фермерских) хозяйств. Кратко описаны особые признаки крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта права. Результатом исследования являются теоретическое осмысление действующего на данный момент законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве и предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности хозяйств с учетом современных тенденций развития аграрного сектора российской экономики.
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА В ЗАКЛЮЧЕНИИ ЭКСПЕРТА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы доказательственного значения заключения эксперта. Показано, что указанная характеристика экспертизы зависит от аргументированности заключения эксперта, доступности текста экспертизы для восприятия участников уголовного процесса, не владеющих специальными знаниями. В условиях состязательности судопроизводства эксперт должен убедить субъектов, оценивающих его заключение, в достоверности полученных выводов. Взаимодействие эксперта с другими участниками уголовного судопроизводства рассматривается как коммуникативная деятельность. С научных позиций коммуникативной прагматики и теории аргументации рассмотрены речевые и внеречевые средства обоснования экспертом полученных выводов. Показана перспективность внедрения технологического подхода в практику судебных экспертиз. Понятие технологии судебных экспертиз трактуется как система рабочих операций, то есть рациональных действий по оптимальному использованию судебным экспертом имеющихся в его распоряжении ресурсов. Технологии судебных экспертиз предназначены для обеспечения достоверного, научно обоснованного и аргументированного результата судебной экспертизы. Технологии указанного вида содержат алгоритмы формирования текста заключения эксперта. В статье показано, что аргументационные качества выполненной экспертизы определяются точностью и логичностью описания, полнотой и наглядностью представления исследуемых объектов. Предложено в структуре технологий судебных экспертиз расширить блок составления текста заключения эксперта за счет формализации описания исследуемых объектов. Обозначены пути оптимизации текста заключения эксперта. Сформулированы требования к адекватности и полноте, относимости и достоверности, объективности и информативности описания объекта. Обоснованы требования к представлению объектов экспертизы: минимизация речевых средств, исключение неоднозначных терминов, доступность для восприятия участников судопроизводства. Даны рекомендации по наименованию общих признаков исследуемых объектов.
ВЫБОРЫ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ
Аннотация
Одной из актуальных и активно обсуждаемых проблем в сфере местного самоуправления являются выборы глав муниципальных образований. Наибольшее количество споров и нареканий со стороны научной общественности вызывает такой способ избрания высшего должностного лица муниципального образования, как избрание представительным органом муниципального образования по результатам конкурсного отбора. Проведен анализ способов избрания главы муниципального образования, закрепленных в Федеральном законе № 131-ФЗ. Особое внимание уделено рассмотрению конкурсного способа избрания главы муниципального образование, его тождественности с процедурой назначения главы местной администрации. Проведенный анализ действующего федерального, регионального и местного законодательства позволил выделить правовые модели избрания высших должностных муниципальных образований для муниципальных образований верхнего и нижнего территориальных уровней. Установлено, что главы муниципальных образований верхнего территориального уровня, т. е. городских округов и муниципальных районов, избираются альтернативно и безальтернативно. Главы городских округов с внутригородским делением избираются безальтернативным способом - представительным органом муниципального образования по результатам конкурсного отбора или представительным органом муниципального образования из своего состава. Альтернативный способ избрания глав внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения предусмотрен законами субъектов Российской Федерации. Главы муниципальных образований нижнего территориального уровня избираются также альтернативно и безальтернативно. Сделан вывод о том, что в организации органов местного самоуправления все чаще можно заметить государственное присутствие, которое отражается в числе прочего и в избрании высшего должностного лица муниципального образования посредством конкурсного отбора.
ПРОТОКОЛЬНАЯ ФОРМА ДОЗНАНИЯ КАК ВОЗМОЖНАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД КАТЕГОРИЮ УГОЛОВНЫХ ПРОСТУПКОВ
Аннотация
В связи с внесением в Государственную думу РФ проекта поправок в Уголовный кодекс РФ и предложения признать преступления небольшой тяжести, за совершение которых не предусматривается наказание в виде лишения свободы, уголовным проступком, встает вопрос о том, в какой процессуальной форме будет вестись производство по данной категории уголовных дел. Законодатели подразумевают, что осуществление дознания по указанной категории дел может вестись в форме простого либо сокращенного дознания. Использование простого дознания при расследовании указанной категории уголовных дел не вызывает особых сомнений, но использование сокращенной формы производства дознания по преступлениям, которые могут быть отнесены к категории уголовных проступков, представляется спорным. В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования досудебного производства в связи с возможным введением в российское уголовное законодательство понятия «уголовный проступок» и отнесением к указанной категории дел о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. Обосновывается необходимость и социальное значение введения в российское уголовное судопроизводство протокольной формы дознания по делам о малозначительных преступлениях, которые было бы целесообразно выделить в категорию уголовного проступка. Автор, обращаясь к истории российского уголовно-процессуального законодательства и современному европейскому уголовному праву, обосновывает вывод о том, что ведение дознания по делам, не представляющим большой общественной опасности, в протокольной форме своевременно и целесообразно, особенно если в уголовное право будет введено понятие «уголовный проступок». В связи с этим необходимо утвердить ранее существовавшую в уголовно-процессуальном законодательстве РСФСР и РФ и существующую в европейском уголовном процессе форму дознания - протокольную форму производства следственных действий.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Аннотация
В настоящее время существует необходимость решения создаваемых стадией возбуждения уголовного дела проблем, связанных с ущемлением прав граждан - как потерпевших, так и заподозренных в совершении преступления. Законодатель, внося многократные и непоследовательные изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся стадии возбуждения уголовного дела, создал предпосылки для научной дискуссии о цели доследственной проверки и ее месте в современном уголовном процессе. В статье отражены исторические этапы становления стадии возбуждения уголовного дела от устава уголовного судопроизводства 1864 года до УПК РСФСР 1960 года, а также рассмотрены взгляды авторов концепции судебной реформы в РСФСР от 24 октября 1991 года. Показана трансформация начального этапа уголовного судопроизводства из полицейского дознания, как части предварительного расследования, в самостоятельную стадию уголовного процесса. Рассмотрено современное состояние института доследственной проверки, определены актуальные проблемы правоприменительной практики и предпосылки к их возникновению. Проанализированы мнения исследователей насчет проблемы использования в качестве доказательств сведений, полученных непроцессуальными способами. Обозначены позиции исследователей относительно возможных направлений развития стадии возбуждения уголовного дела. По результатам проведенного исследования сделан вывод об изначальном предназначении института возбуждения уголовного дела, определены актуальные проблемы, присущие данному этапу уголовного судопроизводства, а также сформулированы предложения по совершенствованию стадии возбуждения уголовного дела путем изменения сроков предварительной проверки, корректировки количества доступных на рассматриваемом этапе средств познания и переосмысления понятия «основание для возбуждения уголовного дела».
СТАНОВЛЕНИЕ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В АНГЛИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация
Статья посвящена вопросам зарождения и длительного исторического развития суда присяжных в английской системе права. Показывается, что в современном суде присяжных присутствуют отдельные черты античных судебных учреждений, например, галиэи. Обосновывается тезис, что развиваться суды присяжных в Англии начали в период ее завоевания викингами, но сами основы суда присяжных имеют национальные корни и были заложены в более раннем периоде (IX век). Констатируется, что большую роль для дальнейшего развития суда присяжных сыграла принятая в 1215 году Великая Хартия вольностей, декларировавшая право на суд равных. Признается, что суд присяжных в современных его формах начал формироваться в XV веке, когда окончательно изменилась функция присяжных - от свидетельствования о деле к разрешению дела по существу. Ко второй половине XVII века была окончательно признана независимость присяжных при вынесении ими вердикта: было принято историческое решение, что присяжные не могут подвергаться наказанию за вынесенный ими вердикт, даже если он не соответствует представлениям судьи или имеющимся в деле доказательствам. Показывается, что также в XVII веке произошло окончательное размежевание функций двух самостоятельных коллегий в суде присяжных: присяжные заседатели стали решать исключительно вопросы факта, а коронный судья - вопросы права. В статье проанализированы организационные основы функционирования современного суда присяжных в Великобритании: требования и ограничения для кандидатов в присяжные заседатели, формирование списков присяжных, право заявления отводов присяжным, а также дается краткий обзор процессуальных форм деятельности английского суда присяжных в настоящее время.