№ 1 (2020)

Весь выпуск

СПЕЦИАЛЬНАЯ БЛАНКЕТНАЯ ПРОТИВОПРАВНОСТЬ КАК ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ 340-344 УК РФ)

Закомолдин Р.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем законодательной регламентации и практики квалификации преступлений, нарушающих специальные правила и требования поведения. Отмечается, что применительно к таким составам преступлений речь идет об обязательном поведении (активном или пассивном), которое ожидается от специальных субъектов таких правоотношений. Данные лица выступают в качестве специальных субъектов рассматриваемых составов и специальных субъектов ответственности. В целом преступления, нарушающие специальные правила и требования поведения, характеризуются такими качествами, как специальная бланкетность и специальная противоправность. Анализ предпринят на примере преступлений против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 340–344 УК РФ, специальными субъектами которых выступают военнослужащие. Отмечается, что правила несения охранных видов военной службы в основной своей массе не консолидированы и содержатся во множестве разрозненных правовых актов иной отраслевой принадлежности. Указывается, что многообразие, разрозненность, специфика и ограниченная доступность соответствующих актов и предусмотренных в них правил и требований вызывают сложности при определении объективных признаков рассматриваемых составов преступлений в плане установления тех или иных конкретных специальных правил, которые были нарушены. Сделан вывод о том, что специальная бланкетная противоправность преступлений, нарушающих специальные правила и требования поведения, проявляется в том, что законодатель в соответствующих статьях Особенной части УК РФ лишь указывает на нарушение, но не конкретизирует, в чем именно оно выражается, поскольку объективно сделать это невозможно. В связи с этим при квалификации таких преступлений необходима оценка предписаний правовых актов иной отраслевой принадлежности в целях раскрытия смысла уголовно-правовой нормы.

Jus strictum. 2020;(1):5-10
pages 5-10 views

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА И НОВЫЙ ЗАКОНОПОРЯДОК

Кузнецова Е.Н.

Аннотация

Исследование первой советской Конституции актуально по причине как ее уникальности, так и конституционной преемственности. В статье рассматривается такое проявление уникальности Конституции, как конкуренция идеологии и права. Эту конкуренцию сохранили и последующие советские конституции, что подтверждает конституционную преемственность и повышает значение исследования данной особенности Конституции РСФСР 1918 года. Установлено, что конкуренция идеологии и права в содержании первой советской Конституции была предопределена условиями ее появления. Подготовленная и принятая вскоре после революционных событий 1917 года, Конституция отражала программу пришедшей к власти партии с ее установкой на создание принципиально иной социальной системы, где не будет не только частной собственности на средства производства с присущей ей эксплуатацией, но в перспективе и самой государственно-правовой организации. Анализ конкуренции идеологии и права в содержании первой советской Конституции позволил обнаружить «неправовые» признаки, которые говорят о «снижении» ее правового характера. В статье приводятся аргументы в пользу включения в число «неправовых» признаков таких конституционных положений, как установление диктатуры, не представлявшей власти большинства; разная мера политической свободы для граждан Российской Республики; введение категории «лишенцев»; легализация классового насилия; ставка на насилие при разрушении прежнего и создании основ нового социального порядка. Основная идея статьи - влияние конституционной специфики на социальную и правовую жизнь послеоктябрьской России, и в особенности на такое правовое явление, как правопорядок. При исследовании конституционной специфики и влияния ее на правопорядок были использованы предлагаемые современной философией права различные подходы к праву, различные типы правопонимания. В соответствии с непозитивистским подходом к праву впервые делается вывод о значении Конституции РСФСР 1918 года для установления нового законопорядка, не совпадающего с правовым.

Jus strictum. 2020;(1):11-16
pages 11-16 views

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ СИСТЕМЫ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ

Лазарева В.А., Вершинина С.И.

Аннотация

Предпринимаемые российским законодателем попытки усовершенствовать систему мер пресечения путем внесения отдельных изменений в УПК РФ оказались малоэффективными. В целях решения данной проблемы выдвинута гипотеза, согласно которой уголовно-процессуальное принуждение необходимо рассматривать как систему, целостность и сбалансированность которой обусловлена внутренними и внешними факторами. В качестве одного из факторов, обуславливающих содержание, структуру, состав и объем института мер пресечения, рассмотрены процессуальные статусы должностных лиц и обвиняемых, подозреваемых, участвующих в правоотношениях по применению мер пресечения. По результатам исследования на основе системного подхода и диалектической методологии сформулированы и обоснованы предложения, направленные на создание оптимальной системы мер пресечения, в первую очередь посредством совершенствования процессуального статуса участников уголовного судопроизводства. В частности, предложено: 1) применение мер пресечения считать обязанностью должностного лица, осуществляющего процессуальную деятельность на соответствующем этапе судопроизводства; 2) на законодательном уровне уточнить содержание контрольной функции суда при применении мер пресечения в досудебном производстве; 3) дополнить статьи 46 и 47 УПК РФ положениями, содержащими полный перечень процессуальных обязанностей подозреваемого и обвиняемого; 4) дифференцировать основания для разных видов мер пресечения; 5) установить обязательность получения согласия обвиняемого, подозреваемого на применение мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей; 6) изменить структуру института мер пресечения, выделив основные (подписка о надлежащем поведении и заключение под стражу) и альтернативные или дополнительные (остальные виды) меры пресечения.

Jus strictum. 2020;(1):17-25
pages 17-25 views

УПРОЩЕННОЕ ДОЗНАНИЕ

Мурузиди А.В.

Аннотация

Рассматриваются две формы досудебного производства: ныне существующая в Уголовно-процессуальном кодексе РФ сокращенная форма дознания и ранее существовавшая в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР и Уголовно-процессуальном кодексе РФ протокольная форма дознания; проводится сравнительный анализ указанных форм следственной деятельности. Кратко рассмотрены причины появления дознания как следственной формы в уголовном процессе и сокращенной формы дознания в частности. Дан краткий обзор упрощенных форм производства дознания, существующих в уголовном процессе бывших республик Советского Союза, в частности в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан, Республики Беларусь и Украины. Приводится сравнительная таблица, в которой отражены положительные и отрицательные моменты применяющегося в настоящее время сокращенного дознания и ранее применявшейся протокольной формы дознания. На основании проведенного сравнительного анализа автор приходит к выводу о том, что по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые были совершены в ситуации очевидности (когда лицо, совершившее преступление, известно и оно признает содеянное, согласно с причиненным им в результате его противоправных действий ущербом), дознание целесообразнее проводить в ранее применявшейся протокольной форме. Для этого с учетом положительных моментов применяемого в настоящее время сокращенного дознания, ранее закрепленной в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР протокольной формы дознания и имеющегося опыта бывших республик СССР предлагается ввести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ главу 32.2 «Протокольная форма дознания».

Jus strictum. 2020;(1):26-32
pages 26-32 views

МОШЕННИЧЕСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА

Петрякова (Пойманова) Л.А.

Аннотация

За последние годы значительно увеличилось число мошенничеств, совершаемых с использованием электронных средств платежа. Это связано с возможностью снимать денежные средства с банковских карт посредством использования различных технических средств без идентификации личности. Проведен анализ теоретических и практических проблем применения уголовного закона об ответственности за мошенничество с использованием электронных средств платежа. Указываются и критически оцениваются недостатки в конструкции исследуемого состава преступления, предлагаются законодательные способы их устранения. Проанализированы точки зрения российских ученых, касающиеся понимания термина «электронное средство платежа» и его видов. Сформулирована позиция относительно признания подарочных карт или сертификатов, дающих право приобретения товаров на сумму, эквивалентную их стоимости, средством платежа. Особое внимание уделяется раскрытию содержания объективной стороны мошенничества с использованием электронных средств платежа. Демонстрируются практические примеры привлечения виновных лиц к ответственности. Приведены основные критерии отграничения мошенничества с использованием электронных средств платежа от кражи имущества с банковского счета. Рассмотрены мнения ученых относительно вопроса о квалификации деяния мошенника, который расплачивается украденной банковской картой в магазине посредством бесконтактного способа оплаты. Раскрываются проблемы применения изменившихся уголовно-правовых норм об ответственности виновных лиц. Делается вывод о необходимости дополнительных разъяснений по вопросам отграничения смежных и конкурирующих составов хищений. Автор приходит к выводу об отсутствии конкретики в понимании и применении рассматриваемой нормы уголовного закона в существующей действительности, а также необходимости реформирования указанной нормы.

Jus strictum. 2020;(1):33-37
pages 33-37 views

ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА ДЕЯТЕЛЬНОГО РАСКАЯНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Саргсян А.А.

Аннотация

Современная уголовно-правовая политика государства идет по пути гуманизации уголовного законодательства, одним из проявлений которого выступает институт освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Наличие в уголовном законодательстве Российской Федерации и Республики Армения института деятельного раскаяния является альтернативной реакцией государства на противоправное поведение совершившего правонарушение лица. В деле предотвращения дальнейшей криминализации лица, совершившего преступление, предупреждения совершения новых преступлений и защиты триады ценностей, провозглашенной и охраняемой уголовным законодательством, трудно переоценить роль поощрительных норм, одной из которых выступает норма об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Цель работы - исследование зарубежного опыта законодательной регламентации института деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности, а также разработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование уголовного законодательства в данной сфере. Рассматриваются особенности законодательной регламентации института деятельного раскаяния в уголовном законодательстве зарубежных государств, выявляется специфика основания освобождения от уголовной ответственности. В целях недопущения злоупотребления поощрительной нормой о деятельном раскаянии как со стороны виновных лиц, так и со стороны правоприменительных органов, по мнению автора, необходимо закрепление возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием только один раз. В качестве возможного варианта реализации уголовно-правовой политики государства по минимизации угроз экономической безопасности предлагается предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием в примечании к статье, устанавливающей ответственность за легализацию денежных средств, приобретенных преступным путем.

Jus strictum. 2020;(1):38-44
pages 38-44 views

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Тарнюева Д.В.

Аннотация

Изучение деятельности прокуратуры по осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью является достаточно актуальным. Анализ судебной практики показал, что нарушения, выявляемые прокуратурой в оперативно-розыскной деятельности, оказывают значительное влияние на ход расследования уголовных дел. Статья посвящена проблемам прокурорского надзора за деятельностью оперативно-розыскных органов. Проанализированы различные акты прокурорского реагирования как правовые средства при выявлении, устранении и предупреждении нарушений. Рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, определено понятие и место надзора, установлены правомочия прокурора при осуществлении надзора, выявлены основные нарушения, возникающие при осуществлении указанной деятельности, и даны рекомендации по их минимизации. В ходе исследования были выявлены следующие недостатки прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью: ограничение конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудниками правоохранительных органов; отсутствие в уголовном законодательстве механизма использования материалов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе; неэффективность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Для устранения некоторых указанных выше недостатков были сформулированы следующие рекомендации. Необходимо выстроить отлаженную работу оперативно-розыскных подразделений по обеспечению соблюдения всех предусмотренных законодательством требований при производстве оперативно-розыскных мероприятий. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности действия сотрудников должны четко соответствовать нормам закона. Все оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться только при наличии соответствующих оснований, отвечающих целям и задачам оперативно-розыскной деятельности.

Jus strictum. 2020;(1):45-49
pages 45-49 views

ПРОБЛЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Шадрина Е.Г.

Аннотация

Предметом исследования являются некоторые проблемы, стоящие перед следователем при возбуждении уголовных дел коррупционной направленности. Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью усовершенствовать процедуру возбуждения данной категории уголовных дел в связи с тенденциями «интеллектуализации» коррупционной преступности и расширения сфер ее проникновения. Указанные обстоятельства требуют от следователей глубокого изучения действующего законодательства, правоприменительной практики, а также правильного логического сопоставления и оценки целого ряда существующих факторов, признаков и обстоятельств. Анализ судебных решений по делам коррупционной направленности дает основание утверждать, что именно от работы следователя, особенно в стадии возбуждения уголовного дела, зависит дальнейший сбор совокупности допустимых доказательств, необходимых и достаточных для постановления правосудного приговора. В качестве основных проблем, возникающих при возбуждении уголовных дел рассматриваемой категории, проанализированы критерии допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности как повода для возбуждения уголовного дела, в том числе с целью исключения противозаконного действия в виде провокации взятки. Исследован процессуальный порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 201, 204 Уголовного кодекса РФ, во взаимосвязи со ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса РФ, выявлены пробелы в правовом регулировании. Обращено внимание на необходимость повысить уровень профессионализма следователей, занимающихся расследованием преступлений коррупционной направленности, ввиду «интеллектуализации» этих преступлений.

Jus strictum. 2020;(1):50-56
pages 50-56 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах