№ 1 (2021)
- Год: 2021
- Дата публикации: 31.03.2021
- Статей: 10
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/10
-
Описание:
Опубликован 31.03.2021
Весь выпуск
О ФОРМАЛЬНОМ АСПЕКТЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УК РФ
Аннотация
Статья посвящена анализу специальных норм и положений УК РФ, отражающих специфику уголовно-правового воздействия в отношении такого специального субъекта, как военнослужащие. Исследуется природа, значение и разновидности специальных уголовно-правовых норм. Отмечается многообразие таких норм, их присутствие как в общей, так и в особенной частях уголовного закона. При этом указывается, что данные нормы имеют двоякое назначение: применяются как вместо общих норм, так и наряду с ними, дополняя и конкретизируя их. Подчеркивается неизбежность, необходимость и целесообразность наличия в уголовном законе специальных норм и положений. Отдельное внимание уделено непосредственно военно-уголовному законодательству как специальному уголовно-правовому институту и совокупности специальных норм и положений, позволяющей дифференцировать и индивидуализировать уголовную ответственность и уголовное наказание военнослужащих с учетом специфики их правового статуса и выполняемых ими задач в условиях прохождения военной службы. Отдельное внимание уделено специальным нормам и положениям Общей части УК РФ, регламентирующим специальные воинские виды уголовного наказания и порядок их назначения (ст. 44, 48, 51, 54, 55), а также нормам и положениям Особенной части УК РФ о преступлениях против военной службы (ст. 331–352). Кроме того, отмечается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность специальных норм и положений уголовного закона с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку они являются элементами единого механизма уголовно-правового воздействия на военнослужащих, а только их совокупность обеспечивает эффективность такого воздействия. На основе проведенного анализа формулируются выводы и предложения по внесению изменений и дополнений в УК РФ в части военно-уголовного законодательства. Прежде всего, в Общей части УК РФ предлагается выделить раздел «Уголовная ответственность военнослужащих» и главу «Особенности уголовной ответственности и наказания военнослужащих», а в Особенной части – отказаться от положения ч. 3 ст. 331 УК РФ.
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ПРИ ДОКАЗЫВАНИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности квалификации преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности. Основное внимание уделяется вопросу допустимости использования вероятностных выводов математического моделирования пожара в качестве доказательства при квалификации преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности. Предложено уделить особое внимание качеству программных продуктов и экспертных методик перед их внедрением в судебно-экспертную деятельность. Сделана попытка обсуждения проблемных вопросов, связанных с применением результатов математического моделирования вероятности эвакуации людей на пожаре, при квалификации и обосновании обязательности (добровольности) требований пожарной безопасности, на примере диспозиции статьи 219 УК РФ. Приведены примеры проблемных вопросов в существующих методиках при расчете вероятности эвакуации людей при пожаре. Проведенная работа позволяет рассмотреть как технические, так и правовые аспекты применения в рамках судебных пожарно-технических экспертиз существующих современных методик по определению вероятности эвакуации людей при пожаре. Предложено откорректировать (разработать) и стандартизировать экспертные методики, используемые в рамках пожарно-технических экспертиз по делам о нарушениях требований пожарной безопасности. Сделан вывод о недопустимости применения вероятностных значений (результатов), полученных в рамках математического моделирования эвакуации людей при пожаре, как основного доказательства по делам о нарушениях требований пожарной безопасности. Работа позволяет обозначить проблемные вопросы в области использования результатов моделирования эвакуации людей при доказывании состава преступления, связанного с нарушениями требований пожарной безопасности, и обосновать актуальность дальнейшего исследования.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИИ XVII-XIX ВВ
Аннотация
Актуальность проведенного исследования обусловлена развитием экономической системы России и правоотношений в сфере предпринимательства, а также особой ролью акционерных обществ как субъектов права. Ретроспективный анализ отечественного законодательства необходим для понимания причинно-следственных связей законодательного закрепления правовых норм, регулирующих деятельность акционерных компаний. Результаты подобного анализа могут способствовать разрешению проблем современного правотворчества в данной отрасли. В статье представлены исторические и административные предпосылки учреждения хозяйственных обществ акционерного типа в дореволюционной России. Рассмотрен вопрос о рецепции акционерной формы предпринимательства. Проанализированы основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы определения правового статуса и создания акционерных обществ. Из содержания Манифеста от 1 января 1807 г. были выделены основные признаки акционерной компании, которые по своей природе соответствуют признакам, закрепленным в современном российском законодательстве. Рассмотрены исторические предпосылки нормативного закрепления принципа ограниченной ответственности участников корпораций. Исследованы вопросы учреждения акционерных компаний и структуры устава как учредительного документа. Автор акцентирует внимание на недостаточном объеме правового регулирования деятельности акционерных обществ, следствием чего являлась возросшая регулятивная роль уставов. Проанализированы особенности нормативного регулирования деятельности акционерных обществ на территории Российской империи, в частности установленные ограничения. Автор делает вывод об отсутствии четкого разграничения различных организационно-правовых форм, а также выявляет коллизию в терминах, которые используются в законодательстве для обозначения акционерных компаний. В рамках предпринятого исследования делается вывод о наличии преемственности современного акционерного законодательства.
КВАЛИФИКАЦИЯ СОУЧАСТИЯ В ЗАНЯТИИ ВЫСШЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПРЕСТУПНОЙ ИЕРАРХИИ
Аннотация
Рассмотрена проблема квалификации деяний соучастников в приобретении лицом высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе). Учтены причинно-следственные связи между элементами системы соисполнительства относительно рассматриваемого преступления. Объективная сторона приобретения лицом высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе) разделена на стадии в зависимости от содержания действий соисполнителей данного преступления. Рассмотрены ситуации добровольного отказа лица от приобретенного высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе), а также условия деятельного раскаяния соисполнителей. Претендент на приобретение высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе) определен как исполнитель. Установлено, что соисполнителями данного преступления становятся статусные лидеры, участвующие в принятии решения о предоставлении лицу высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе). К соисполнителям данного преступления отнесены и лица, сознательно и целенаправленно распространяющие информацию о присвоении лицу высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе). Добровольный отказ лица от приобретенного высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе) должен производиться в публичной форме, например, с использованием статуса в социальных сетях или в чате. Деятельное раскаяние соучастников рассматриваемого преступления предусматривает добровольный отказ лица от приобретенного высшего положения в преступной иерархии (статуса вора в законе).
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Аннотация
Рассмотрена проблема расширительного применения локальных экспертных коллекций в судебно-экспертной практике. Показано, что необходимость расширительного применения коллекций данного вида, а также иных локальных справочно-вспомогательных средств связана с цифровизацией криминалистики. Уточнено определение понятия локальных экспертных коллекций. Оцифровку экспертных коллекций предложено производить согласно матричному принципу фиксации признаков объекта. Установлено, что целесообразность расширительного применения таких коллекций определена внедрением сетевого подхода в судебно-экспертную деятельность. Обоснована применимость семантических сетей для обеспечения эффективности использования экспертных коллекций. Значение расширительного применения оцифрованных коллекций определено необходимостью преодоления квалифицированного противодействия расследованию. Реализован технологический подход к проведению экспертиз с использованием образцов из экспертных коллекций. Предложено дополнить блок информационного обеспечения в технологиях судебных экспертиз ссылками на локальные коллекции, хранящиеся в облачном ресурсе. В блоке заданий на экспертное исследование предложено предусмотреть инициативное сопоставление исследуемого объекта с коллекционными эталонами на предмет фальсификации либо другого изменения его признаков. В нем предусмотрены меры по информационной безопасности. К таким мерам отнесены дублирование каналов передачи коллекций, а также технологии блокчейн. Предложена процедура валидации экспертных коллекций, размещаемых в сетевых ресурсах судебно-экспертных учреждений. Валидация экспертных коллекций содержит проведение научно-исследовательской работы на предмет адекватности их цифрового представления, а также апробацию экспертных коллекций в плане применимости для решения конкретных экспертных задач. Комплексное использование экспертных коллекций, представленных в цифровом формате, дополняет цифровую криминалистику новыми ресурсами судебных экспертиз.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ И СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ОБЫСКА
Аннотация
На практике встречаются случаи, когда оперативно-розыскные мероприятия как форма контроля зачастую проходят без должного процессуального оформления. Данный вопрос является очень острым и проблемным, так как, согласно нормам уголовно-процессуального кодекса, доказательства, полученные при исследовании места преступления в связи с нарушением процессуального законодательства, часто не могут считаться допустимыми. В статье рассматриваются существующие формы получения доказательств и фактов, касающихся преступления, при исследовании места преступления, две из которых являются процессуальными – осмотр и обыск, а одна относится к оперативно-розыскному мероприятию – обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Авторы проводят сравнительный анализ указанных форм и приходят к выводу о пробелах в российском уголовно-процессуальном законодательстве. Дается краткий обзор получения доказательств при исследовании мест преступления в законодательных актах бывших республик Советского Союза, в частности Республиках Казахстан, Беларусь, Эстония и Азербайджан. Рассмотрено законодательство об оперативно-розыскной деятельности зарубежных стран. По результатам проведенных исследований составлена сравнительная таблица, в которой отражены положительные и отрицательные моменты применяющегося законодательства; плюсы и минусы рассматриваемых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; исследованы вопросы приобщения материалов оперативно-розыскной деятельности к материалам уголовного дела. В качестве основного вывода авторы отмечают, что по своей сути и внутреннему содержанию рассматриваемые следственные действия (осмотр места происшествия, обыск) и оперативно-розыскное мероприятие (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств) в некоторой степени дублируют друг друга.
МЕХАНИЗМЫ СНИЖЕНИЯ ЛАТЕНТНОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Аннотация
В статье раскрываются условия и особенности совершения коррупционных преступлений на территории Республики Татарстан и предлагаются универсальные методы и инструменты для выявления коррупционных преступлений в органах власти и управления. Нашли отражение возможные пути снижения латентности коррупционных преступлений, среди которых выделены усиление теоретико-правовой подготовки сотрудников правоохранительных органов, привлечение экспертов на стадии предварительного расследования, исключение создания дополнительных структур, органов, документов в борьбе с коррупционными правонарушениями и преступлениями. Для снижения коррупционных рисков предложено внедрение открытой информационной системы документооборота между правоохранительными органами для приема обращений о фактах коррупционных правонарушений и преступлений. Остается открытым вопрос о конфиденциальности и защите заявителя, в случае если обращение касается коррупции в правоохранительных органах. Предложены иные способы выявления коррупционных преступлений в органах власти и управления посредством совершенствования оперативно-розыскной деятельности.
Автором предложено часть 3.1 статьи 17 закона «О государственной гражданской службе» дополнить не только словами о возможной предпринимательской деятельности (в том числе деятельности самозанятого) бывшего государственного гражданского служащего, но и о запрете таких видов деятельности для его близких родственников для исключения использования служебного положения в личных целях. При этом предложено в статье 13.3 закона «О противодействии коррупции» исключить обязанность для организаций разрабатывать антикоррупционные документы, сохранив рекомендательный характер данных действий, поскольку ответственность за отсутствие таких документов действующим законодательством не предусмотрена.
ОТКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ ОТ ОБВИНЕНИЯ
Аннотация
Действующий российский уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения, что влечет обязательное прекращение уголовного преследования. Вместе с тем некоторые процессуальные аспекты отказа от поддержания обвинения регламентированы неполно, что вызывает затруднения в правоприменительной практике. В работе кратко проанализирована правомерность внедрения компромиссных начал в уголовное судопроизводство, поскольку отказ от уголовного преследования зачастую интерпретируется как частный случай компромисса. Автор аргументирует, что компромисс подходит для деятельности, базирующейся на диспозитивности и частных началах (гражданского судопроизводства), однако не может быть движущей силой уголовного судопроизводства, имеющего публично-правовой характер и направленного на достижение истины об обстоятельствах совершенного преступления. Рассматривается возможность в рамках действующего законодательства воспрепятствовать принятию необоснованного решения об отказе от поддержания обвинения. Анализируется возможность обращения потерпевшего к вышестоящему прокурору, а также самостоятельное осуществление уголовного преследования потерпевшим. Констатируется, что действующий закон в части регламентации отказа от поддержания обвинения не в полной мере соответствует назначению и социальной направленности уголовного судопроизводства. В связи с этим анализируются подзаконные акты Генерального прокурора Российской Федерации, упорядочивающие данную процедуру и предусматривающие необходимость получить предварительное согласие от прокурора, утвердившего обвинительное заключение. Делается вывод о необходимости корректировки закона в целях оптимизации регламентации отказа от поддержания обвинения, формулируются конкретные предложения.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Экологическая безопасность не является новым направлением научных исследований, однако до сих пор в науке отсутствует единство в определении понятия, не исследуются признаки и меры обеспечения экологической безопасности. В работе предпринята попытка рассмотреть особенности понятийного аппарата экологической и техногенной безопасности, закрепленные как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве, Исследуются нормы экологического законодательства, как российского, так и иностранного, закрепляющие ценности правовой безопасности в рассматриваемой сфере, а также практика Конституционного Суда Российской Федерации. Анализируются различные взгляды на понятие экологической безопасности. В рамках исследования поставлена задача определить различия в содержании рассматриваемых категорий, что является непременным условием эффективной деятельности правоприменителя в сфере обеспечения соответствующих видов безопасности. Предпринята попытка разработать единый подход к пониманию экологической и техногенной безопасности в первую очередь как научных категорий, которые в дальнейшем способны стать основанием для последовательной реализации политики национальной безопасности в рамках правоотношений по защите окружающей природной среды, обеспечения баланса частных и публичных интересов. Новизна исследования заключается в выводах об объеме и содержании понятий экологической и техногенной безопасности. В результате исследования сформулированы отличия в содержании таких категорий, как «экологическая безопасность» и «техногенная безопасность», признаки экологической и техногенной безопасности, а также даны их определения.
ОПЫТ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАЩИТНИКА ПО УСТАВУ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 ГОДА И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РФ
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования процессуального статуса защитника в современном уголовном судопроизводстве. Проанализированы соответствующие положения Устава уголовного судопроизводства 1864 года. Констатируется, что одним из значимых результатов Великой судебной реформы императора Александра II стало появление профессиональной адвокатуры. При этом статус защитника, утвержденный Уставом, отличался небывалой до этого проработанностью, предоставлением защитнику таких полномочий, которых не знало предшествующее законодательство. В статье анализируются конкретные процессуальные полномочия защитника с точки зрения определения оптимальной модели их регламентации. Показывается, что в целом положения Уголовно-процессуального кодекса РФ шагнули далеко вперед относительно аналогичных положений Устава, особенно что касается допуска защитника на стадию предварительного расследования. Представляется, однако, что для решения целого ряда проблемных аспектов современного статуса защитника опыт соответствующей процессуальной регламентации в Уставе может выступать ориентиром совершенствования данного статуса. В частности, обращается внимание на то, что согласно нормам Устава защитник был менее ограничен в праве выписывать сведения и делать копии из материалов уголовного дела. Обосновывается, что защитник в дореволюционный период имел существенно больше возможностей представлять суду доказательства, в частности, это относилось к свидетельским показаниям. Согласно положениям Устава стороны процессуально были уравнены в праве обращения к специальным знаниям, чего нет в современном уголовном судопроизводстве. Констатируется, что в настоящее время право защитника на собирание доказательств имеет ряд серьезных пробелов и ограничений в отличие от аналогичного права в период действия Устава.