№ 2 (2020)

Весь выпуск

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РФ

Беляков А.В., Оганян Н.Г.

Аннотация

Современные статистические данные указывают на негативную динамику развития коррупционной преступности, что определяет низкую эффективность существующих методов борьбы с рассматриваемым явлением. Увеличиваются количественные и качественные показатели данных преступлений, а следовательно, имеется необходимость в усовершенствовании существующих и разработке новых методов борьбы с коррупционными преступлениями. В работе рассматриваются уголовно-правовые способы борьбы с коррупцией. Авторы на основе анализа действующего законодательства и специальной литературы предлагают собственное определение понятия «коррупционные преступления» через их признаки, к которым относятся специальный субъект преступления, зависимость совершенных действий от должностных полномочий лица, корыстная направленность деяния, вина в виде прямого умысла. Это позволит более точно установить перечень коррупционных составов преступлений. Множество составов коррупционных преступлений указывает на необходимость их группировки. В специальной литературе существуют несколько подходов к решению обозначенной проблемы, однако большинство из них обладают существенными недостатками. Авторы обосновывают эффективность классификации по субъекту совершения преступления, которая в силу своей простоты является максимально удобной для восприятия и использования на практике. Неразрешенной остается проблема отсутствия термина «коррупция» в уголовном законодательстве. Авторы считают, что внесение изменений в действующую конструкцию уголовного кодекса негативным образом скажется на его применении. Более эффективным решением, по мнению авторов, является закрепление определения «коррупционные преступления» в Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Jus strictum. 2020;(2):5-9
pages 5-9 views

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ

Боброва Н.А., Перистый В.В.

Аннотация

Статья посвящена одной из самых дискуссионных и спорных в теории права и межотраслевых юридических науках категории - злоупотреблению правом. Цель работы - анализ феномена злоупотребления полномочиями должностным лицом, не переходящего в уголовно наказуемое деяние, административное или дисциплинарное правонарушение, как специфической формы злоупотребления правом. Рассматриваются как уже известные формы, способы и средства злоупотребления субъективным правом, так и новое - индифферентное злоупотребление, затрагивающее не только частные, но и публичные отношения. В статье дается сравнительный анализ понятия злоупотребления правом и особенностей злоупотребления полномочиями (дискреционными полномочиями) должностным лицом, не переходящего в уголовно наказуемое деяние, административное или дисциплинарное правонарушение. Устанавливаются причинно-следственные связи между различными общественно-правовыми институтами, явлениями, событиями, и предлагаются пути оптимизации отдельных положений законодательства различных отраслей с целью предотвращения злоупотребления полномочиями. Понятие злоупотребления правом предлагается делить на две самостоятельные части; анализируются их взаимосвязь и отличия друг от друга. Перечислены формы, способы и средства злоупотребительного поведения участников гражданских и иных правоотношений. Приведены примеры из судебной практики, которые ранее не были предметом научного анализа. Обосновывается вывод о том, что злоупотребление правом в форме злоупотребления полномочиями есть неправомерное поведение управомоченного лица при исполнении своих полномочий. Данный вывод основан на изучении судебной практики применения соответствующих правовых норм и современных научных исследований в области гражданского и административного права.

Jus strictum. 2020;(2):10-15
pages 10-15 views

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

Закомолдин А.В.

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с обеспечением соблюдения нравственных требований при производстве такого следственного действия, как освидетельствование в досудебном производстве. Сделан вывод о том, что нравственная сторона нормативно-правовых предписаний приобретает наибольшее значение в уголовно-процессуальной сфере, которая связана с жестким применением государственного принуждения в отношении личности. При этом досудебное производство характеризуется наиболее активным вторжением в сферу охраняемых на конституционном уровне прав и свобод личности, в контексте чего актуализируется проблема соблюдения этических предписаний, связанных с производством освидетельствования в особом порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 179 УПК РФ, когда оно сопровождается обнажением освидетельствуемого лица. В результате анализа термина «обнажение», употребляемого, но не раскрываемого законодателем, сделан вывод о том, что его толкование субъективно и зависит от множества факторов (воспитания освидетельствуемого, его национальности, исповедуемой религии и т. д.), в связи с чем высказано мнение о необходимости учитывать мнение освидетельствуемого при определении ситуации, требующей применения особого порядка освидетельствования. Сделан вывод о целесообразности учета мнения освидетельствуемого в вопросе половой принадлежности врача, который вправе производить освидетельствование при обнажении освидетельствуемого. Представляется необходимым при решении данного вопроса учитывать мнение освидетельствуемого и производить следственное действие, связанное с обнажением, с участием врача другого пола только при наличии согласия на это со стороны освидетельствуемого. На основе изложенного высказано предложение о внесении изменений в ч. 4 ст. 179 УПК РФ, направленных на совершенствование практики производства освидетельствования, в контексте соблюдения требований этических основ предварительного расследования.

Jus strictum. 2020;(2):16-20
pages 16-20 views

К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Иванников И.А.

Аннотация

Справедливая ответственность субъектов публичной власти является атрибутом любого демократического государства и постоянно становится предметом научных дискуссий. Рассмотрен вопрос о совершенствовании института ответственности отдельных субъектов публичной власти в России. Цель работы - исследование вопроса реализации принципа справедливости при привлечении к юридической ответственности субъектов публичной власти, в первую очередь законодательной. Констатируется, что в условиях коррупции и кризиса реальной демократии возникает дефицит социальной справедливости, а законодательные органы государственной власти не закрепляют идеи справедливости в законах. Автор считает, что при дефиците справедливых законов возрастает произвол, минимизируется моральная ответственность и деформируется юридическая ответственность, принимаются законы, которые не отражают интересов подавляющей части населения Российской Федерации, а преследуют лишь узкогрупповые интересы олигархов и субъектов законодательной инициативы, самой власти. По мнению автора, низкая ответственность субъектов государственной власти перед обществом, отсутствие института отзыва депутатов, существовавшего в законах СССР, способствует росту коррупции. Проведенный анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать нормы института юридической ответственности субъектов публичной власти. Предлагается усилить ответственность депутатов законодательных органов власти, в первую очередь тех, кто выступает в роли субъектов законодательной инициативы. Делается вывод, что к минимизации коррупции может привести установление юридической ответственности в отношении субъектов законодательной инициативы за принятие дефектных и вредных для общества и государства законов.

Jus strictum. 2020;(2):21-26
pages 21-26 views

РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Иванов А.А.

Аннотация

Изучение юридической природы референдума, как института прямой демократии, представляет значительный интерес в связи с социально-политической остротой последствий его использования. Решения, принятые по результатам национальных референдумов в различных государствах мира в последние годы, неоднократно приводили к изменению межгосударственных отношений, гражданским конфликтам и экономическим кризисам, изменению государственной принадлежности территории. Но некоторые результаты референдумов были проигнорированы публичной властью, что ставит вопрос о легитимности принятых или отвергнутых по их результатам решений. Основная идея статьи заключается в рассмотрении сущности и задач референдума как всенародного санкционирования и легитимации принятия какого-либо важного и общезначимого политического решения или отказа от него, дополняющего тем самым механизмы представительной демократии. Установлено, что в Российской Федерации фактически имели место референдумы, которые формально не могут рассматриваться в качестве таковых с точки зрения действующего специального законодательства. Проанализирована проблема соответствия содержания понятий «всенародное голосование», «референдум» и «плебисцит». Проведенный анализ практики организации референдумов в Российской Федерации позволил выделить такие разновидности референдума, как референдум о государственной принадлежности территории, конституционный референдум и местный референдум. Отдельным вопросом является рассмотрение природы голосования по поправке в Конституцию Российской Федерации 2020 года, определение сущности и значения подобного голосования на основе общих принципов организации референдумов в мире. Референдум рассматривается в качестве института, в наибольшей степени воплощающего в себе основные идеи демократического политического устройства и позволяющего не только определить мнение большинства населения по какому-либо вопросу, но и санкционировать принятие органами власти решений, в перспективе затрагивающих права и свободы соответствующего населения. Делается вывод, что в наибольшей степени в настоящее время институт референдума находит свое воплощение на уровне местного самоуправления, однако развитие цифровизации может привести к большей применимости данного института на общегосударственном уровне.

Jus strictum. 2020;(2):27-32
pages 27-32 views

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Мяханова А.Н., Пахоруков А.А.

Аннотация

В последние годы актуальна проблема высокого уровня рецидивной преступности в России, в том числе и среди условно-досрочно освобожденных лиц. Это характерно и для преступности в Республике Бурятия. В статье приведены статистические данные и описана судебная практика за последние годы по стране и по Бурятии, на основании чего сделаны выводы о существовании проблемы ресоциализации условно-досрочно освобожденных лиц. Анализ 483 постановлений судов республики об условно-досрочном освобождении за 2018 год показал, при каких условиях чаще всего удовлетворяют ходатайства об условно-досрочном освобождении. Сделан вывод о наличии достаточно формального подхода к освобождению из мест лишения свободы. Проведенный опрос правоприменителей и осужденных в исправительных учреждениях подтвердил существование проблем с мерами по ресоциализации лиц как во время пребывания в исправительных учреждениях, так и после освобождения. Обращается внимание на то, что суды по стране, в том числе в Бурятии, практически не рассматривают представления об отмене досрочного освобождения по причине отсутствия специализированного органа в соответствии со ст. 79 УК РФ. Указано, что в России имеется успешный опыт ресоциализации. Сделан вывод о том, что необходим закон, который обеспечит реализацию прав условно-досрочно освобожденных лиц на социальную помощь. Определена необходимость объединения усилий различных ведомств по работе с условно-досрочно освобожденными лицами для управления их ресоциализацией в общем процессе профилактики. Обоснована обязательность специализированной службы для контроля над лицами, освобожденными условно-досрочно.

Jus strictum. 2020;(2):33-38
pages 33-38 views

КАТЕГОРИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОЦЕНКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Ряполова Я.П.

Аннотация

В статье рассмотрены методологические и прикладные аспекты изучения эффективности законодательного регулирования стадии возбуждения уголовного дел как научной категории. Выдвинуто предположение о том, что разработка теоретико-правовых вопросов, связанных с определением условий и критериев оценки такой эффективности, позволит с большей степенью научной объективности прогнозировать тренды уголовно-процессуального законодательства в русле предстоящей модернизации досудебного производства, оценивать состоятельность института возбуждения уголовного дела в отечественном уголовном судопроизводстве. Сформулировано авторское определение понятия эффективности законодательного регулирования начальной стадии досудебного производства. Сделан вывод о том, что в сфере законодательного регулирования досудебного производства определение параметров процесса достижения цели и решения специфических задач стадии сопряжено с решением вопроса о возможности реализации мер уголовно-процессуального принуждения, которое на этапе возбуждения уголовного дела должно быть минимальным. Предпринята попытка сформулировать основные условия, которые, по мнению автора, должны учитываться при текущей и прогнозной оценке эффективности законодательного регулирования стадии возбуждения уголовного дела. Эти условия определяются как качеством соответствующих уголовно-процессуальных норм, так и социальным механизмом их действия. Соблюдение таких условий способствует оптимальному подбору правовых инструментов, адекватных современным задачам стадии, с учетом их регулятивного потенциала, приемлемости, возможных рисков и издержек, параметров внешней среды.

Jus strictum. 2020;(2):39-44
pages 39-44 views

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С ДОБРОВОЛЬНОЙ СДАЧЕЙ ОРУЖИЯ ПО УК РФ И УК РА

Саргсян А.А.

Аннотация

Наличие в уголовном законодательстве Российской Федерации и Республики Армения поощрительных норм является альтернативной реакцией государства на противоправное поведение совершившего правонарушение лица. Примечания к ст. 222-223.1 УК РФ и ст. 235-236 УК РА являются нормами с «двойной превенцией», способствующей предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Цель работы - исследование поощрительной нормы о добровольной сдаче оружия, вопросов ее регламентации как специального основания освобождения от уголовной ответственности. Рассматриваются наиболее часто возникающие в правоприменительной практике проблемы, связанные с решением вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с добровольной сдачей оружия, с определением признаков добровольности сдачи, в том числе при производстве таких следственных действий, как обыск и выемка. Необоснованное применение поощрительной нормы о добровольной сдаче оружия при проведении следственных действий в условиях отсутствия у виновного альтернативного варианта поведения способствует злоупотреблению ею. Автор использует сравнительно-правовой метод, последовательно излагая позиции Кассационного суда РА и Верховного суда РФ по вопросам добровольной сдачи оружия. Зачастую суды также различным образом оценивают действия лиц, добровольно сдавших оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества. В целях достижения единства в правоприменительной практике по вопросам толкования добровольности действий лица, сдающего оружие, предлагается руководствоваться субъективными критериями оценки. Предлагается не освобождать от уголовной ответственности лицо, перед добровольной сдачей оружия совершившее с его использованием иное преступление, за исключением случаев, если имело место покушение на преступление.

Jus strictum. 2020;(2):45-51
pages 45-51 views

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Станкин А.Н., Пяткин В.Н.

Аннотация

В настоящее время все чаще говорится об актуальности вопроса о развитии культуры законотворческого процесса, о повышении качества принимаемых федеральных законов, так как это напрямую связано с развитием России как демократического, правового государства и в целом указывает на уровень цивилизованности российского общества. Авторы делают попытку обозначить основные проблемы федерального законотворческого процесса в России и провести их анализ, в связи с чем исследуются: проблема интенсификация законотворческого процесса путем развития сотрудничества с депутатами по вопросам разъяснения, правового анализа и совершенствования законопроектов; проблема отсутствия связи законодателей с интересами населения; проблема постоянного и устойчивого повышения количества законов, принятых сразу в первом чтении; проблема срока вступления принятого закона в силу; проблема внесения в законодательный орган законопроектов, не соответствующих объективным потребностям общества и государства; проблема признания и нормативно-правового закрепления института лоббизма; проблема правового положения Совета Федерации в законотворческом процессе. Авторы работы пришли к выводу, что имеющиеся недостатки, проблемы федерального законотворческого процесса приводят к размытию сущности законотворчества как осмысленной, демократической по своей сути и направленности деятельности, что, в свою очередь, приводит к серьезным негативным последствиям в исследуемой сфере жизнедеятельности государства. Предлагаются пути преодоления обозначенных проблем в целях совершенствования современного законотворческого процесса на федеральном уровне.

Jus strictum. 2020;(2):52-59
pages 52-59 views

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Чуклова Е.В.

Аннотация

Исследование правовой безопасности с позиций гражданско-правового регулирования является относительно новым и перспективным направлением научных исследований. С одной стороны, гражданское законодательство практически не оперирует исследуемой категорией, с другой стороны, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности является усиление роли Российской Федерации в качестве гаранта права собственности. В связи с этим исследование правоотношений, обеспечивающих правовую безопасность, и норм гражданского законодательства, закрепляющих ее ценности, весьма своевременно и актуально. В работе в контексте гражданского законодательства исследуются правовые категории, составляющие основу национальной безопасности, обеспечение основных национальных интересов и стратегических приоритетов в рассматриваемой сфере. Национальная безопасность рассматривается в качестве объекта гражданско-правового регулирования. Предпринята попытка провести глубокое теоретическое исследование механизма взаимодействия и системных связей национальной безопасности с различными институтами и категориями гражданского права, такими как публичный интерес, принцип эстоппеля, экспроприация собственности, сверхимперативные нормы. Показано, что системообразующими элементами национальной безопасности являются национальные интересы, угрозы национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, силы и средства обеспечения национальной безопасности. В рамках исследования доказано, что защита национальной безопасности является основанием дифференцированного правового регулирования. Так, отсутствие нарушения публичных интересов является основанием применения принципа эстоппель. Проведенный анализ судебной практики по теме исследования позволил сделать вывод о том, что сделки, приводящие к осуществлению контроля над стратегическими предприятиями, могут быть признаны недействительными, даже если они подчинены иностранному праву.

Jus strictum. 2020;(2):60-65
pages 60-65 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах