№ 3 (2018)
- Год: 2018
- Дата публикации: 28.09.2018
- Статей: 10
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/16
-
Описание:
Опубликован 28.09.2018
Весь выпуск
ЗАРОЖДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению появления в проектах и нормативно-правовых актах Российской империи 17 – начала 18 века элементов конституционализма. Анализируются основные подходы к пониманию термина «конституционализм», трансформация терминологии с течением времени, рассматриваются периоды эволюции конституционализма. Изучаются основные источники начального конституционализма, как официально изданные, так и сохранившие статус проектов. Рассматриваются «Кондиции» 1730 г., «Наказ Уложенной комиссии» Екатерины II 1767 г., План государственного преобразования графа М. М. Сперанского, «Русская правда» П.И. Пестеля и ряд иных проектов, носивших конституционный характер. Проводится сравнительно-юридический и сравнительно-исторический анализ развития конституционных идей в избранный период времени. В статье предлагается изучить развитие реформаторских идей дворянства и монархов, провести различие между дворянским и правительственным конституционализмом. Приводятся доводы в подтверждение точки зрения о появлении конституционных идей в 17 веке, а также рассматриваются причины отвержения этих идей. Подчеркивается готовность монархов идти на видимый компромисс без внесения реальных изменений в правовую систему. Отмечается совершенствование нормативно-правовых актов на протяжении 17 – начала 18 века, прогрессивность идей, увеличение количества прав человека, предлагаемых к закреплению, а также совершенствование механизма государства, которые получили развитие и реализацию в более поздний исторический период. Особо интересным представляется развитие реформаторских идей монархов при торжестве абсолютизма. Несмотря на зарубежный характер основных концепций, рецепции идей Монтескье и иных авторов, российский конституционализм уже на начальном этапе имел свои национальные особенности, связанные с традицией самодержавной власти, а также отличительными чертами государственности в Российской империи.
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НАХОЖДЕНИЯ ЛИЦА, УПРАВЛЯЮЩЕГО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ (ПРИМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ 12.8 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению правового регулирования и практики установления факта нахождения лица, управляющего транспортным средством, в состоянии опьянения. За данное правонарушение в действующем КоАП РФ установлена административная ответственность, практика применения которой имеет множество споров, связанных с обжалованием решений о привлечении виновных к ответственности. Однако большинство споров возникает по вопросу установления состояния опьянения, которое является главным в характеристике рассматриваемых составов административных правонарушений и определяется в соответствие с примечанием к ст. 12.8 КоАП РФ. В статье обращено внимание на существующий до недавнего времени законодательный пробел, заключающийся в использовании законодателем в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ одного показателя уровня алкоголя и отсутствие указания на максимально-допустимый уровень содержания алкоголя в крови. Свидетельством чего является многочисленная судебная практика по вопросу о том, при каком значении содержания алкоголя в крови следует считать установленным факт опьянения в случаях, когда исследование проводилось не путем вдыхания воздуха, а посредством отбора пробы крови. Существующий законодательный пробел способствовал уходу от административной ответственности лиц, которые фактически управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, что как следствие снижало уровень безопасности на дорогах. В статье проанализирован Федеральный закон от 03 апреля 2018 г. № 62-ФЗ, в части дополнения Примечания к ст. 12.8 КоАП РФ положением, допускающим установление состояния алкогольного опьянения наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на литр крови. Рассмотренные в статье вопросы, возникающие в практике установления факта нахождения лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, были решены названным Федеральным законом, который позволяет привлекать к административной ответственности лиц, которые фактически управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.
ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКА ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРАНСПОРТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация
Причиной возникающих коллизий в правовом регулировании оснований освобождения от ответственности перевозчика является большое количество законов, регулирующих транспортные отношения в Российской Федерации. Целью данной статьи является исследование оснований, освобождающих от ответственности перевозчика по действующему транспортному законодательству в Российской Федерации. В работе был проведен анализ действующего транспортного законодательства, в части регулирования оснований освобождения перевозчика от ответственности, которые были разделены на три вида. К первому виду обстоятельств, которые исследовались в статье, относятся обстоятельства чрезвычайного или непреодолимого характера, освобождающие перевозчика от ответственности. Обстоятельствами второго вида являются обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика, ввиду ненадлежащего исполнения транспортного обязательства перевозчиком, произошедшее по вине заказчика услуги, т.е. вызвано действиями, за которые отвечает заказчик. Третий вид обстоятельств – обстоятельства, которые не являются чрезвычайными и непреодолимыми, но которые освобождают перевозчика от ответственности, если его вина не будет доказана грузополучателем. По результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, за которые перевозчик не отвечает. При этом перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФАЙЛИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В ИНТЕРЕСАХ СЛЕДСТВИЯ
Аннотация
В данной статье рассмотрены некоторые вопросы использования профайлинга в социальных сетях в интересах следствия. В статье обозначены актуальные проблемы виртуализации коммуникаций, показаны перспективы использования информации из социальных сетей в расследовании преступлений. Даны определения социальных сетей, приведён международный опыт использования информации из социальных сетей в расследовании преступлений. Авторами ведётся поиск путей максимально быстрого получения информации для анализа и оценки с целью составления психологического портрета интересующего следователя лица. Рассматриваются вопросы получения информации о признаках внешности, социально-психологических качеств личности (в частности, психотипа), особенности речи и мимики, круга общения, места проведения досуга и т. д. В максимально сжатые сроки, так как эти признаки являются высоко информативными объектами криминалистического наблюдения. Представляется целесообразным использования инструментов цифрового профайлинга для достижения обозначенной цели. Раскрыто понятие профайлинг, цифровой профайлинг. Приведена классификация психотипов семи радикалов В.В. Пономарёва. Кратко описаны истероидный радикал, паранояльный радикал, шизоидный радикал, эмотивный радикал, тревожный радикал, гипертимный радикал, эпилептоидный радикал. На примере истероидного радикала рассмотрено поведение личности такого типа в социальной сети, в частности: выявлены особенности ведения станиц социальных сетей, виды и типы размещаемых фотографий, содержание постов, уровень активности в сети как по времени, так и по охвату страниц других пользователей. Обозначены некоторые параметры и условия при анализе которых возможно с большей вероятностью отнести человека к этому психотипу и в дальнейшем спрогнозировать его поведение и подобрать оптимальные коммуникативные инструменты для работы с ним.
ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению одного из основных способов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды – дроблению бизнеса. Рассматриваемый вопрос не раскрыт или не полностью раскрыт в современном налоговом законодательстве. С целью раскрытия понятия «дробление бизнеса» дается оценка правоприменительных и право разъяснительных прецедентов с учетом новых законодательных подходов в налоговой практике.
В научной работе проводится анализ методических рекомендаций Следственного Комитета Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые направленны на исследование и доказывание фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налогов (сборов). Рассмотрены основные направления выявления налоговыми органами получения налогоплательщиками экономии на налоговых платежах с помощью создания «искусственной» ситуации – дробление бизнеса.
Особое внимание уделено обзору юридической практики по доказыванию фактов получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиками.
Также в статье систематизирован и рассмотрен алгоритм действий юридических лиц, которые позволяют представителям контролирующих органов собрать доказательную базу, свидетельствующую о том, что разделение организации на несколько других юридических лиц – это всего лишь искусственно разработанная схема – «дробление бизнеса».
Результаты проведенного исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности прав и обязанностей налогоплательщиков, а также для разработки налоговой политики юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведенная работа позволяет выявить основные проблемы в области применения налогоплательщиками схем с разделением бизнес-процессов, а также предложить варианты их решения.
КОММЕРЧЕСКИЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАССМОТРЕНИЯ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению коммерческого спора, его элементов и особенностей, которые не раскрыты либо недостаточно раскрыты в современном российском законодательстве. Актуальность темы исследования обусловлена не только экономической значимостью такого явления как коммерческие споры, как основной формы взаимодействия предпринимателей друг с другом и государственными органами, но и сложностью и объемностью законодательства о порядке и процедуре разрешения таких споров. Цель исследования – рассмотрение вопросов разрешения коммерческих споров между хозяйствующими субъектами посредством процедур мирного урегулирования, а также посредством обращения в судебные органы за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Дается определение понятию «коммерческий спор», предпринимается попытка разграничения понятий «предприниматель», «субъекты экономических отношений», а также попытка определения верной терминологии. Анализируются подходы к пониманию порядка подготовки претензии, искового заявления, а также процедур примирения. Рассматриваются признаки коммерческих споров, их классификация, порядок согласования разногласий.
В статье предлагается более подробно рассмотреть процедуры мирного урегулирования спорных отношений между предпринимателями (переговоры, медиация, мировое соглашение, направление претензии), порядок судебного рассмотрения коммерческого спора.
Проанализирована судебная практика арбитражных судов РФ, чтобы показать насколько возрос поток обращений юридических лиц в судебные органы по разрешению конфликтных ситуаций в самых различных сферах хозяйственной деятельности.
В данной статье собраны варианты рассмотрения коммерческих споров, а также показан порядок действий контрагентов друг с другом, чтобы избежать таких споров.
СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1917–1918 ГОДАХ
Аннотация
Законодательное регулирование отношений государства с различными институтами общественной жизни в первые годы существования Советской власти представляет несомненный интерес для совершенствования правовой политики и в настоящее время. В данной статье проводится анализ первых нормативно-правовых актов советской власти, регулирующих роль религии и церковных институтов в новом государстве. Статья содержит проблемно-хронологический анализ литературы, посвященной данной проблеме. Отмечаются недостаточно исследованные области, касающиеся законодательства Советского правительства по вопросам о культе. В частности, отмечается необходимость более тщательного изучения эволюции механизмов нормативно-правового давления на церковные институты в первые годы существования Советской власти. В статье последовательно раскрываются шаги, предпринимаемые советским государством, по ограничению роли церкви в жизни общества. Отмечается, что уже в первом основополагающем законе нового государства, вошедшем в историю как декрет о земле, церковь лишается большей части своего имущества. Это является началом подрыва ее экономического положения. В статье раскрывается каким образом в первых законодательных актах церковь теряет все источники своего финансового благосостояния, а затем утрачивает право собственности вообще на любое движимое и недвижимое имущество. В статье также отмечаются нормативно-правовые акты, лишающие церковь ее идеологического влияния на общество, изымающие из ее ведения образование и регистрацию актов гражданского состояния. Говорится об ограничении прав духовенства и членов их семей, в том числе лишении избирательных прав и права на социальное обеспечение. Выделено постепенное усиления давления на церковь, духовенство и верующих с помощью законодательной политики. Выявлена роль законодательства в последовательном следовании курсом на построение атеистического государства, в котором нет места религиозному мировоззрению.
ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению нормативно-правовых и организационных аспектов функционирования действующей в Российской Федерации системы признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. Анализируется процедура и практический опыт признания образования и квалификации на территории Российской Федерации и других государств. Приводятся статистические данные о предоставлении услуг Главэкспертцентром, показывающие ежегодное увеличение количества потребителей организации. Проводится сравнительная характеристика процедуры признания дипломов об образовании в пяти зарубежных странах, что позволяет выявить неконкурентоспособные элементы в отечественной процедуре признания образования и (или) квалификации. Делается вывод о необходимости сокращения стоимости услуги и срока ее предоставления. Предлагается пересмотреть регламент в части необходимости предоставления оригинала диплома об образовании, в большинстве случаев требующего легализации в консульстве или посредством апостиля. Определяются сложности в отечественной правоприменительной практике по признанию образования и (или) квалификации, связанные с изменением систем образования в зарубежных странах, отсутствием актуальной информации о них, что затрудняет экспертную оценку иностранных документов. Дается рекомендация об использовании более гибкого подхода к оценке полученных квалификаций на основе постоянного мониторинга зарубежных образовательных систем и обновляемых рекомендаций по экспертной оценке иностранных документов об образовании. Приводятся возможные дополнительные методы оценки, предусматривающие предоставление информации о прохождении образовательной или профессиональной подготовки либо о трудовом стаже работы по полученной специальности. Проведенная работа позволяет выявить основные проблемы в области признания образования и (или) квалификации и предложить механизмы повышения конкурентоспособности России в данной сфере.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
Аннотация
Рассмотрены вопросы методического обеспечения процедуры общественного документирования. Общественное документирование автор определяет как процедуру по сбору и фиксации сведений о событии, которое вызвало общественный резонанс. Субъектом такого документирования названа общественная комиссия. Результат этой процедуры основан на применении специальных знаний, и поэтому соответствует критериям судопроизводства. Также он применим для обоснования законодательных решений, принимаемых органами государственной власти. Методология общественного документирования содержит методы специальных исследований. Их применяют специалисты, которых привлекает общественный субъект. Знания, получаемые в ходе специального исследования, отвечает критерию научности. Рассмотрены содержание и структура специального познания, осуществленного в ходе общественного документирования. Определен метод общественного документирования как система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание события. Подчеркнута роль исследовательской технологии в этой процедуре. Научным характером специальных знаний обеспечена объективность результата общественного документирования. Материалы общественного документирования отвечают критериям, предъявляемым к судебным доказательствам. Установлена применимость кейс-метода для формирования методологии общественного документирования. Выявлены особенности объекта и субъекта указанных методов. Показана специфичность, обоснована научность и объективность общественного документирования. Разобран пример общественного документирования событий с признаками военных преступлений, а также экстремистских проявлений на территории самоопределившегося государства. Продемонстрирована объективность и достоверность его результата. В ходе документирования применены разнообразные специальные знания для исследования разного рода следов преступления. Конкретизирована методология такого исследования. Отмечено, что специальные исследования проводили специалисты судебно-экспертных учреждений. В силу научности, результаты общественного документирования могут быть приняты в качестве судебных доказательств.
К ПРОБЛЕМЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
Аннотация
Данная статья посвящена значимой проблеме уголовного судопроизводства – приданию доказательственного значения информации, полученной из информационных ресурсов. Показывается, что действующее отечественное уголовно-процессуальное законодательство никак не регламентирует особенности введения в доказательственную базу такой информации. Обосновывается тезис, что отсутствие надлежащей процессуальной регламентации существенным негативным образом сказывается на законности доказывания при расследовании и рассмотрении уголовных дел, на надежности и достоверности получаемых доказательств. При этом констатируется, что потребности правоприменительной практики настоятельно требуют восполнение существующего законодательного пробела, поскольку иное влечет угрозу признания полученных доказательств недопустимыми и, как следствие, прекращение уголовного преследования или постановление оправдательного приговора. Обращается внимание, что аналогичные процедуры уже известны и успешно функционируют в иных отраслях российского права, например, применительно к обеспечению доказательств нотариусами. В этой связи обосновываются предложения о введении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленные на введение нового вида осмотра, а именно осмотра информационных объектов сети Интернет и сетевых каналов коммуникации. Обосновываются существенные отличия предлагаемого следственного действия от традиционного осмотра предметов и документов, главным образом, в содержании протокола осмотра информационных ресурсов. Также рассматривается проблема предоставления следователю (дознавателю) от организации, предоставляющей услуги доступа к сети Интернет, информации персонального характера о пользователе сети. На основе анализа существующей следственной практики делается вывод о ее противоречии конституционным гарантиям на неприкосновенность частной жизни, установленным в ст. 23 Конституции РФ. Исходя из этого, предлагается законодательное закрепление возможности истребования такой информации лишь на основании судебного решения, получаемого в порядке ст. 165 УПК РФ.