№ 4 (2018)
- Год: 2018
- Дата публикации: 28.12.2018
- Статей: 6
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/15
-
Описание:
Опубликован 28.12.2018
Весь выпуск
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬЮ ОСУЖДЕННОГО
Аннотация
Данная статья – результат участия автора в обсуждении вопросов на Круглом столе «Совершенствование порядка освобождения от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью», прошедшем 31 марта 2017 г. в Совете Федерации РФ по инициативе Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Выступающие на Круглом столе ученые и практики отметили наличие проблем в правовом регулировании института освобождения и уделили особое внимание гуманизации законодательства в этой сфере. С учетом рекомендаций круглого стола, автор статьи останавливается на наиболее проблемных моментах правового регулирования освобождения от наказания тяжелобольных осужденных и предлагает свой вариант их разрешения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, предлагается дополнить часть 2 ст. 81 Уголовного Кодекса Российской Федерации положением, содержащимся в ст.175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: «Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждается Правительством Российской Федерации», одновременно исключив его из Уголовно-исполнительного кодекса. В уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, по мнению автора статьи, следует ввести новую статью 400.1 «Рассмотрение ходатайства об освобождении осужденного от наказания в связи с тяжелым заболеванием», закрепив в ней две процедуры реализации данного института, различаемые по субъекту, инициировавшему производство по освобождению осужденных от отбывания наказания в связи с тяжелым заболеванием. В первом случае возбуждение производства инициируется осужденным, во втором – администрацией места содержания под стражей.
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Аннотация
Данная научная статья посвящена актуальным проблемам применения личного поручительства в уголовном судопроизводстве в качестве меры пресечения. С учётом наличия закреплённой в уголовно-процессуальном законодательстве системы мер пресечения, представляется необходимым обеспечить нормативные, организационные и иные основы для применения каждой из существующих мер пресечения, сообразно конкретной ситуации по делу. Сформулировано понятие личного поручительства, как меры пресечения, а также высказаны суждения о толковании нормативного критерия, которому должно соответствовать лицо, вовлекаемое в процесс производства по уголовному делу в качестве поручителя.
Отмечена неполнота закреплённых в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации требований, предъявляемых к поручителю, в число которых не включено требование достижения определённого возраста и дееспособности. На основе анализа существующих в науке точек зрения, относительно толкование положений УПК РФ, регламентирующих применение личного поручительства, сформулированы практические рекомендации, адресованные правоприменителю. В частности, предложены примерные (ориентировочные) критерии, которые целесообразно учесть соответствующему должностному лицу, уполномоченному применить данную меру пресечения, для формирования внутреннего убеждения в том, что претендент на роль поручителя по конкретному уголовному делу способен оказать необходимое морально-психологическое воздействие на подозреваемого (обвиняемого) и желает обеспечить его надлежащее поведение при производстве по делу.
Высказано предложение о внесении изменений в действующую редакцию ч. 1 ст. 103 УПК РФ в целях расширения практики применения личного поручительства в качестве меры пресечения при производстве по уголовным делам.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация
Юридико-технические изъяны регламентации первоначального этапа предварительного расследования, в частности, института неотложных следственных действий, обуславливают противоречия в правоприменительной практике, возникающие на начальном этапе производства органами дознания и следователями предварительного расследования по уголовным делам, не отнесённым к их компетенции.
Алгоритм действий, требующий значительных затрат времени, связанных с физической пересылкой материалов по подследственности, особенно в случаях использования средств почтовой связи, может приводить к утрате доказательств, сложностям в установлении лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, их местонахождения, а также к иным проблемам, затрудняющим дальнейшее расследование, иногда даже исключающим его успешное завершение.
Институт неотложных следственных действий регламентируется целым рядом норм уголовно-процессуального законодательства, довольно бессистемно разнесённых по разным главам, разделам и даже частям УПК РФ, существуют проблемы в регламентации процессуального порядка производства неотложных следственных действий при проверке сообщения о преступлении.
Ряд проблем надлежащего нормативного регулирования института неотложных следственных действий связан, в частности, с тем, что законодатель, формулируя соответствующие нормы, указывает, в основном, только на то, что их производством занимаются органы дознания, в связи с чем возникает мнение о невозможности производства неотложных следственных действий в ситуации, когда преступление, ему не подследственное, выявляет, например, следователь, а также тем, что при формировании понятия «неотложные следственные действия» законодателем не уделено внимание таким процессуальным действиям, в производстве которых возникает острая необходимость на первоначальном этапе расследования, например, задержание подозреваемого.
В этой связи обосновываются предложения о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс России, направленных на устранение существующих противоречий и неясностей в регулировании института неотложных следственных действий.
ПРОБЛЕМА СУДЕЙСКОГО УСМОТРЕНИЯ В ПОЛЕМИКЕ Г. ХАРТА И Р. ДВОРКИНА: ОЧЕРК ОСНОВНЫХ ПОЗИЦИЙ
Аннотация
Предмет настоящей статьи – философская экспликация судейского усмотрения в базовом для англо-американской философии права споре между Гербертом Хартом и Рональдом Дворкином. Рассматривая право как систему правил, Г. Харт подчеркивает их «открытую текстуру», укорененную в языке, когда наряду с ясными случаями употребления юридических терминов и правил, имеются пограничные, проблемные случаи, необходимо требующие судейского выбора из имеющихся альтернатив – усмотрения. При этом умеренное усмотрение мыслится Г. Хартом как средство, обеспечивающее гибкость и разумность правового регулирования, взвешенное решение юридических вопросов сообразно общественным целям и ценностям. Указанная доктрина оспаривается Р. Дворкином как неадекватное описание правовой системы и делегитимация института права, допускающая вменение прав и обязанностей задним числом, осуществляемое должностными лицами, не избранными демократическим путем. Согласно критику, усмотрение не является ни неизбежным, ни желательным. Он выдвигает модель права как интерпретативного предприятия, включающего различные стандарты, прежде всего принципы, обеспечивающие должное применение правил и полноту регламентации. У судьи, связанного институциональным долгом и наилучшей теорией действующего права, всегда есть достаточные основания для решения – нахождения в праве единственно верного ответа на любой юридический вопрос.
Актуальность обращения к данному спору обусловлена спецификой (новизной) его содержания и аргументов по сравнению с аналогичными позициями в отечественной литературе, обсуждением целого ряда важных аспектов судейского усмотрения, имеющих теоретическое и практическое значение. В статье предлагается обзор основных позиций сторон в споре, подводятся некоторые его итоги. В частности, подчеркивается значение рассматриваемого спора для изменения структуры философских позиций в отношении судейского усмотрения, а также важную роль аргументов Р. Дворкина в идейно-методологической трансформации современной англо-американской философии права.
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Аннотация
В работе рассматривается вопрос о конституционно-правовых ориентирах разрешения конкуренции трудовых прав российских граждан и мигрантов. Констатируется, что по общему правилу, в силу императивных требований Конституции российские граждане и иностранцы равны по своему правовому статусу. Исключения возможны только применительно к политическим правам. Однако анализ российского законодательства показывает, что нередко объектом ограничений становятся экономические права, мало связанные со спецификой взаимоотношений государства и гражданина. Указанное обстоятельство требует выработки методологического инструментария, позволяющего оценивать обоснованность ограничений в каждом конкретном случае. Поставленная задача решается с помощью теоретических подходов, принятых в дисциплине «экономический анализ права». При анализе любого конфликта интересов необходимо четко понимать весь объем социальных ценностей, стоящих за каждым из них. С этой точки зрения то, что кажется ограничением трудовых прав граждан иностранных государств, на самом деле может оказаться ограничением широкого круга законных интересов российских граждан. Таким образом, при решении вопроса об ограничении экономических прав иностранных граждан в пользу россиян необходимо учитывать не только собственно экономические аспекты, но и широкий круг иных ценностей.
В целом, в работе констатируется, что различия в объеме прав россиян и иностранцев является исключением, а не правилом, и, видимо, миграционное законодательство Российской Федерации должно быть смягчено.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ
Аннотация
В статье анализируется принцип разделения властей как неотъемлемый атрибут современного демократического правового государства, причем независимо от формы правления. Подчеркивается, что данный принцип имеет свои особенности в каждом государстве, в зависимости от его исторических, религиозных, этнических и иных особенностей. Обращается внимание на то, что принцип разделения властей, в классическом понимании, предполагающий разделение власти государственной на законодательную, исполнительную и судебную, во многом модифицировался. Появились нетипичные государственные органы, не вписывающиеся ни в одну из ветвей традиционной триады государственной власти, например, Центральная избирательная комиссия РФ, Банк России, Уполномоченный по правам человека в РФ, Администрация Президента, прокуратура, Следственный комитет РФ и другие. В конституционно-правовой науке наметился подход, согласно которому принцип разделения властей вполне применим и на уровне местного самоуправления.
Подчеркивается, что принцип разделения властей не означает их обособление, а напротив, предполагает их активное взаимодействие. Подчеркивается недопустимость вмешательства властей в компетенцию друг друга. Обращается внимание на определенное несоответствие статей 10 и 11 Конституции РФ.
Автор поддерживает мнение исследователей, выступающих за необходимость устранения таких несоответствий. Рассматривается роль Президента Российской Федерации в системе разделения властей. В частности, говорится о том, что у Президента России весьма широкие полномочия по отношению ко всем традиционным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной. При этом наибольшее влияние глава государства имеет на исполнительную власть. Анализируется точка зрения отдельных исследователей и политиков об отнесении Российской Федерации к президентской республике.