№ 4 (2017)
- Год: 2017
- Дата публикации: 29.12.2017
- Статей: 26
- URL: https://vektornaukipravo.ru/jour/issue/view/19
-
Описание:
Опубликован 29.12.2017
Весь выпуск
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ШКОЛА О ПРОБЛЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВО ФРАНЦИИ В 50–60-Е ГГ. XIX В.
Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать политико-правовые взгляды представителей французской либеральной школы на проблему административной децентрализации во Франции в 50–60-х гг. XIX в. В период Второй империи была создана иерархическая централизованная властная вертикаль. Как следствие, в 60-е гг. XIX в. во Франции развернулась борьба за децентрализацию. Основные постулаты административной реформы были сформулированы в «Нансийской программе». Либерально настроенные мыслители того времени, среди которых наиболее известными являлись Л.-А. Прево-Парадоль (L.-A. Prévost-Paradol), Э. Лабулэ (É. Laboulaye) и Ж. Симон (J. Simon), присоединились к требованиям изложенным в «Нансийской программе». В своих работах они уделяли значительное внимание необходимости проведения административных реформ во Франции, которые, с одной стороны, позволят ограничить полномочия центральной власти, а с другой стороны, предоставит больше инициативы и свободы местным властям. В статье рассматриваются как общетеоретические взгляды представителей либеральной школы на соотношение понятий централизация и децентрализация, власть и свобода, так и конкретные предложения по реформированию административно-территориального устройства Франции, которые должны обеспечить значительные изменения в местном управлении. Главным принципом и, одновременно, первым условием реформирования административной системы, по мнению Л.-А. Прево-Парадоля и Ж. Симона, было проведение свободных выборов должностных лиц, а муниципальные свободы, должны основываться на двух основаниях (как и, в целом, свобода): инициативе и ответственности. В статье отмечается, что некоторые идеи, предложенные французскими либералами, были впоследствии реализованы в первые десятилетия существования Третьей республики.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЁ РАЗГЛАШЕНИЕ
Аннотация
Актуальность работы заключается в том, что, как известно все недоступное и тайное всегда является предметом повышенного интереса общественности. Даже иллюзия секретности вызывает большое количество обсуждений и версий у обычных граждан, а если речь идет о секретности на уровне подразделения, организации, агентства, ведомства или даже государства, то уже возникает интерес государственного соперничества. Важную позицию возглавляет институт государственной тайны, в правоотношениях, возникающих при обороте такой информации. Главным и необходимым является такое направлением деятельности органов государственной власти, как сохранение безопасности Российской Федерации, что напрямую связано с информацией, а точнее с государственной и служебной тайной, охрана и защита которой осуществляется по средствам уголовно-правовых норм. Именно предание огласке государственной тайны представляет опасную потенциальную угрозу безопасности государства и может стать мотивом для нарушения суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Целью работы является анализ ответственности за нарушение государственной тайны по административному и уголовному законодательству. В работе рассмотрены составы преступлений за противоправные деяния в отношении сведений, составляющих государственную тайну. Также в работе рассмотрена ответственность за нарушение государственной тайны по административному законодательству.
СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Аннотация
Рассматривается системный метод исследования юридической ответственности в сфере интеллектуальной собственности. Автором выделяются особенности исследования правонарушений в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также связь исторического подхода к пониманию проблем, возникающих в связи с динамическим изменением нормативно-правовых актов, а также появлением новых правоотношений в сфере интеллектуальной собственности.
ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД АВТОРА В СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются правовые признаки неурегулированных законодателем понятий «произведение», «творчество» и «творческий вклад» в аспекте предоставления объектам интеллектуальной собственности правовой охраны. Автор исследует содержание творческого вклада в произведение, позволяющего индивидуализировать объект исключительных прав и соотнести данное творчество с его автором.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК КРИТЕРИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ – ЕДИНИЧНЫХ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию дискуссионного вопроса о том, руководствоваться ли при разграничении единичных преступлений и их отграничении от множественности таковых в качестве критериев видами преступлений или видами составов преступлений; рассматривается понятие, соотношение и значение этих критериев.
ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 1950–1960-х гг.
Аннотация
В статье рассмотрены направления и итоги кодификации уголовного законодательства 1950–1960-х гг., дана характеристика новеллам уголовного права. Обосновывается мысль о том, что в этот период происходит смягчение карательной составляющей уголовно-правовой политики, расширена сфера применения исправительно-воспитательных мер, отменено применение аналогии закона в уголовном праве и т. п. Автором показано, что либерализация уголовно-правовых норм не распространялась на деяния против государства, против воинской службы, против государственного имущества и др.
МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИСТИКЕ
Аннотация
Статья посвящена сравнению учений о мерах ответственности в гражданском и гражданском процессуальном праве России. Делается вывод о том, что теория мер ответственности в гражданском процессуальном праве наиболее разработана, чем в гражданском праве.
К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ КРЕДИТНОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Аннотация
В методике расследования кредитного мошенничества важное место занимает криминалистическая характеристика этого вида мошенничества. Количественное и качественное разнообразие способов совершения кредитного мошенничества требует тщательного их изучения. Нами определено понятие криминалистической характеристики мошенничества в сфере кредитования, исследованы способы совершения этого преступления, включая подготовку, совершение и сокрытие преступного деяния, дана их классификация.
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию тенденций развития правового положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве России. С использованием метода феноменологической характеристики, а также метода диалектики, с присущим ему принципом историзма, выделен период развития правового положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве России с 1917 г. по 2017 г.
Результаты исследования показали, что нормы, регламентирующие правовое положение потерпевшего в уголовном судопроизводстве России отражают многочисленные особенности и специфику происходящих экономических, социальных, политических и культурных трансформаций и преобразований в человеке, обществе и государстве. Ослабление внимания к обеспечению реализации процессуального статуса потерпевшего происходило закономерно во времена радикальных преобразований и перемен, например, в происходящих в период разрушения Российской Империи, во времена формирования тоталитарного государства и др. В свою очередь, положительная динамика развития правового положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве наблюдается при последовательном, постепенном и соразмерном правовым реалиям подходе к преобразованиям.
Достижение поставленных в исследовании целей и задач зависит от использования философских, исторических и правовых методов исследования.
О СООТНОШЕНИИ КАТЕГОРИЙ «УБЕЖДЕНИЕ», «ПРИНУЖДЕНИЕ» И «ПОНУЖДЕНИЕ» В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема разграничения убеждения и принуждения как методов государственного и правового воздействия на общество, а также соотношение категорий «убеждение», «принуждение» и «понуждение» в юридической науке. Автор приходит к выводу о нецелесообразности введения в научный оборот категории «правовое понуждение».
МИРОТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
В статье раскрываются механизмы поддержания международного мира и безопасности: превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира, постконфликтное миростроительство. Операции по поддержанию мира осуществляются специальным подразделением – Департаментом операций по поддержанию мира. В статье раскрывается сущность миссии миротворцев ООН и приводится официальная информация ООН по исследуемому вопросу. Рассматриваются три основные стадии миротворчества и, соответствующие данным стадиям, различные меры и конкретные виды деятельности. Предконфликтное миротворчество реализуется через общие меры по предупреждению конфликтов, превентивные меры в формате санкций, превентивные военно-силовые меры, превентивные гуманитарные меры. Миротворчество на стадии конфликта реализуется через меры локализации конфликта, меры по защите и охране различных групп лиц и объектов, военно-силовые меры по прекращению конфликта. Постконфликтное миротворчество реализуется через меры по предотвращению возобновления конфликта и меры по восстановлению мирной инфраструктуры. В целом, миротворчество реализуется в форме проведения конкретных миротворческих операций, содержание и «параметры» которых могут быть различными. В статье высказывается мнение, что наиболее существенными критериями разграничения миротворческих операций являются: цель проведения, субъект, «выдавший» мандат, функции и состав привлеченного персонала. Отмечается, что в рамках международного миротворчества осуществляется содействие заключению соглашений между сторонами в целях постконфликтного развития мирных отношений, и указывается, что гарантами выполнения таких соглашений должны выступать, прежде всего, международные организации. Обозначаются виды деятельности, которые по существу предпринимаемых мер сходны с международным миротворчеством, но формально не являются таковыми.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СУБЪЕКТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Рассмотрено общественное документирование в аспекте юридической ответственности, в условиях непризнанного государства. К субъектам общественного документирования отнесены общественные комиссии, общественные организации, иные общественные структуры. Общественный субъект может предоставлять юридические факты для реализации юридической ответственности. Существенными признаками общественного документирования названы инициативный характер, общественный субъект, противоправное содержание документируемого события, применение специальных научных исследований для объективизации результата документирования. В динамической структуре реализации юридической ответственности общественный субъект действует на стадии установления состава правонарушения. Объектом общественного документирования становится событие конфликтного характера, отображающее проблемную ситуацию и содержащее признаки правонарушения.
ВОПРОСЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
В международном праве институт освобождения от международно-правовой ответственности нельзя признать в достаточной мере разработанным и имеющим четкой правовой основы. Основные нормы, предусматривающие основания для освобождения от международно-правовой ответственности предусмотрены в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН в качестве соответствующих проектов, а также в соглашениях, заключаемых между отдельными государствами. Целью данной статьи является рассмотрение обстоятельств, освобождающих от международно-правовой ответственности, закрепленных в международно-правовых актах. В работе был проведен обзор Резолюций Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 от 12 декабря 2001 года и № А/RES/66/100 от 9 декабря 2011 года, а также ряда соглашений, заключенных между Правительством РФ и отдельными государствами, предусматривающие основания для освобождения от международно-правовой ответственности государства и международные организации. Исследованы отдельные виды оснований, освобождающих государства и международные организации от международно-правовой ответственности, в частности, такие, как согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, бедствие и состояние необходимости. В статье рассмотрены основания, освобождающие не только от виновной ответственности, но и от абсолютной ответственности государства. В современном международном праве обстоятельства, освобождающие субъектов международно-правовой ответственности от юридической ответственности, представляют собой доказанные факты, действия и явления, существующие в момент совершения международного правонарушения, которые освобождают субъектов международно-правовой ответственности от выполнения обязанности отвечать за причиненный вред. Освобождение от международно-правовой ответственности возможно не только при виновной, но при объективной (абсолютной) ответственности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация
Правовая категория «правонарушение» является одной из ключевых в теории права. Ее изучению в науке традиционно уделялось и уделяется достаточно много внимания, но следует отметить, что и на сегодняшний день многие стороны этой категории остаются спорными и до конца не изученными. Характерной особенностью современного российского права является процесс выделения «новых» видов правонарушений – отраслевых (конституционные, налоговые, таможенные и др.). Это естественно привело к усложнению общей системы противоправных деяний, в которой с каждым годом становится все более сложно ориентироваться. Надо сказать, что положения, касающиеся противоправных деяний в отраслевых дисциплинах, в большинстве своем конструируются самостоятельно без учета положений, разработанных общей теории права. Это отражается в нормативных дефинициях, что приводит к возникновению спорных ситуаций в правоприменительной практике. В связи с этим возникла острая необходимость в разработке единой общетеоретической концепции правонарушения, которая должна стать основой для всей системы отраслевых правонарушений. Разработанные в ее недрах положения должны быть реализованы на законодательном уровне при закреплении дефиниций отраслевых правонарушений, их признаков, структуры. Что касается общетеоретического исследования такого правового феномена как правонарушение, то оно станет результативным только тогда, когда в его основу будет положено изучение исторического материала. Естественно, что современные представления о правонарушении оформились не спонтанно. На их формирование оказывало и продолжает оказывать большое количество разнообразных факторов и в том числе исторических. Верным является утверждение о том, что современная наука не может обойтись без исторической основы. Это относится и к теории государства и права. Следовательно, одной из важнейших задач является изучение и анализ этапов становление правового учения о правонарушении в исторической ретроспективе.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ
Аннотация
Как следует из положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, наше государство социальное, а политика его направлена на достижение и обеспечение условий существования его граждан таким образом, чтобы создать достойный уровень жизни и даровать свободу развития человека. Данные приоритеты распространяются также и на политику нашего государства в области культуры и искусства, а также гарантий обеспечения человеку возможности самовыражения и самореализации. Культура всегда была основой для достойной жизни и развития как внутреннего, так и внешнего мира человека. Культура облагораживает душу, лицо и быт человека, создает оптимальные условия для развития гражданского общества. Во времена, когда культурные ценности в государстве уходят на второй план, неизменно повышается уровень вандализма, хулиганства и ожесточения общества. Культура должна быть в приоритете государственной политики, так как она является одной из составляющих, гарантирующих безопасность гражданского общества.
Цель данной научной статьи – осветить правовое обеспечение и проследить реализацию культурных прав человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации, а также выявить направления государственной политики и конкретные мероприятия, которые проводятся для пропаганды и популяризации развития культуры в обществе. Помимо этого, в работе раскрывается содержание понятия «культура» и анализируется роль и значение уровня культуры для развития общества, а также обосновывается необходимость возведения в законодательный ранг термина «культурные права человека».
На основании произведенного исследования сделан вывод, что государство выступает субъектом установления приоритетов в политике в сфере культурных вопросов, которые также следуют из его основных задач в этой сфере. Государство должно создавать безопасные условия развития культурного богатства страны, как от естественного разрушения временем, так и от негативных физических воздействий со стороны общества, от искоренения культурных объектов торговыми залами, которые захватывают и расчищают под себя огромные территории, от ошибочных запросов на уничтожение со стороны сиюминутных массовых мод и требований культурных оппозиций, пренебрегающей уважением к незыблемым традициям культурного наследия общества.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ КОРПОРАЦИЙ
Аннотация
В статье рассмотрена актуальная в настоящее время тема, поскольку развитие рыночной экономики и корпоративных отношений спровоцировало увеличение количества корпоративных споров, в том числе связанных с утратой участниками хозяйственных обществ, принадлежащих им долей участия. В работе проведен анализ судебной практики, на основании которого выявлены условия, наличие которых является обязательным для использования такого способа защиты права как восстановление корпоративного контроля.
КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР ВАЖНЕЙШИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
В статье рассмотрена социальная и юридическая сущность Конституции Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что современная демократическая конституция – это результат юридического и политического консенсуса, что само принятие конституции обязывает государство следовать ее порядкам. По мнению автора, стабильность Конституции и созданной на ее основе правовой системы является условием предсказуемости экономической, социальной и политической жизни.
ИСТОЧНИК И ЮРИДИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь и взаимовлияние источника и формы правонарушения, а также источника функционального содержания юридической ответственности и форм её реализации на основе волевой концепции правообразования. Производятся необходимые классификации видов источника правонарушения и формы правонарушения, источника возникновения и реализации юридической ответственности, формы реализации юридической ответственности, а также разграничиваются подформы процессуальной формы ответственности. Предпринята попытка системного подхода к изучению источника и юридической формы правонарушения и юридической ответственности.
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ НОТАРИУСОВ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности привлечения российских нотариусов к ответственности за дисциплинарные проступки и должностные преступления, виды наказаний за упущения и злоупотребления по службе, которые применялись к нотариусам согласно законодательству второй половины XIX – начала XX в. Обращается внимание на отсутствие четких разграничений между дисциплинарными проступками и преступлениями.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
В статье автором раскрываются такие категории как методика, метод, методология исследования в историко-правовых. Автором определяется значение и цель методологии историко-правовых исследований, выявляются методологические проблемы историко-правовой науки, определяются ее возможности.
ОСОБЕННОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1917–1920 ГГ.
Аннотация
В статье исследуются основные направления и особенности реализации правотворческой функции советского государства в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы в 1917–1920 гг. Рассмотрены актуальные аспекты становления советской исправительно-трудовой системы, охарактеризованы источники советского исправительно-трудового права.
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО
Аннотация
Общество для своего выживания и движения вперед всегда пытается найти пути взаимодействия в разных сферах жизни, согласовывая интересы отдельных социальных групп. Причем поиск путей подобного взаимодействия, механизмы согласования соответствующих интересов не могут избираться произвольно. Они детерминируются экономической, социальной, политической системами, изменение которых влечет за собой и трансформацию механизмов (в том числе, правовых) по достижению общественного консенсуса, обеспечивающего устойчивость развития социума. Все изложенное относится и к сфере профессионального образования, которое, в идеале, должно удовлетворить и реализовать интересы нескольких субъектов: граждан, стремящихся путем получения образования реализовать свои способности и получить востребованные на практике знания, умения и навыки; работодателей, желающих иметь возможность выбора компетентных сотрудников; учебных заведений, реализующих образовательные программы по определенным стандартам; государства (а в более широком смысле общества), являющегося не только гарантом и посредником получения первыми тремя субъектами желаемого, но и просчитывающего и определяющего на перспективу пути своего развития, в том числе, с точки зрения подготовки профессиональных кадров.
ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Аннотация
Изучение личности преступника осуществляется разными науками: криминологией, криминалистикой, юридической психологией, социологией. Для правоприменителя важен системный подход к изучению лица, совершившего преступление, поскольку он помогает раскрыть и расследовать преступление, а затем вынести законное, обоснованное и справедливое судебное решение.